27.07.2005

Впереди планеты всей. Российский рынок ПЭТ-упаковки обогнал восточноевропейский



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА

Российский рынок ПЭТ-упаковки обогнал восточноевропейский, который еще находится в фазе подъема, вызванного ростом потребления дешевого пива. Эксперты предрекают, что вслед за Россией кризис производства ПЭТ-преформ коснется Восточной Америки. Самый передовой американский рынок переживает кризис, по своему сценарию напоминающий тот, что завершился на российском рынке в 2002 году.
По информации исследовательского агентства MEMRB IRI, спрос на ПЭТ-преформы в Восточной Европе стабильно растет. В частности, в 2005 году в Румынии объем продаж пива в ПЭТ-таре вырос на рекордные 26%, показатель 2003 года - 16%. Сильная конкуренция на пивном рынке заставляет производителей бороться за снижение стоимости пива, и соответственно переходить на более дешевую упаковку. До конца 2005 года аналитики прогнозируют прирост рынка ПЭТ-преформ лишь на 14%.
Аналогичная ситуация и, например, в Литве, где также растет спрос на ПЭТ-тару, в которую там, как и везде, разливают популярное дешевое пиво. "Маркетинговые кампании, теплая погода и долгие праздники спровоцировали рост этого сегмента пивного рынка",- поясняет Валдим Текориус, руководитель Kalnapilio-Tauro Grupe. За счет увеличения продаж дешевой продукции пивной рынок Литвы вырос на 6%, достигнув 4,8 дал в год. По прогнозу Текориуса, к концу года объемы продаж пива в ПЭТ-таре вырастут на 34%. В Польше ПЭТ-тара также заняла лидирующие позиции, правда, в сегменте минеральной воды.
В Северной Америке начался кризис перепроизводства ПЭТ-преформ. Из-за обилия производителей цены на ПЭТ-тару неуклонно падают с марта 2005 года, они уже снизились на 10 центов - до $3 за фунт. В целом за первую половину 2005 года, по сведениям Ассоциации производителей ПЭТ-преформ, цены на ПЭТ-тару внутри США снизились на 6% (около 20 центов), а цены на экспортируемую продукцию упали на 13% (примерно на 40 центов).
В результате лидер ПЭТ-рынка Nova Chemicals Corp. потеряла $21 млн за первое полугодие 2005 года. Другие игроки рынка также понесли убытки. В компании Eastman Chemical Co. (крупный производитель ПЭТ-преформ) утверждают, что стоимость ПЭТ-преформ и ПЭТ-тары снизилась за первое полугодие 2005 года на 7%. Менеджеры компании винят во всем демпингующих мелких игроков.

Деловая газета "Бизнес"