27.07.2005

Потребители все делают сами. Продается более двадцати независимых производителей ПЭТ-преформ



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА


На российском рынке ПЭТ-преформ (полуфабрикатов для ПЭТ-тары) кризис перепроизводства: из выпущенных в 2004 году 11 млрд штук продано только 6-7 млрд. Потребители, пивоваренные компании и производители напитков, предпочитают обзаводиться собственными производствами.
По словам директора по маркетингу "НБ-Ретал" (крупный производитель ПЭТ-преформ) Алексея Чубыкина, волна кризиса накрыла рынок еще в 2004 году. По данным исследовательской компании Abercade, в 2004 году объем потребления преформ в России составил 6-7 млрд штук при проектной мощности существующих заводов более 12-14 млрд преформ в год.
Это уже не первый кризис на рынке, однако гораздо более серьезный. Первый кризис случился летом 2001 года: тогда было продано 6 млрд штук при максимальной производительности всех компаний в 8 млрд. Тогда он разрешился естественным путем: сразу целый ряд компаний начали демпинговать, более слабые производители, в основном мелкие компании, были вынуждены уйти с рынка. К концу 2002 года ситуация нормализовалась: мелкие ПЭТ-заводы не выдержали простоев и ушли с рынка.
На сей раз участники рынка называют сразу несколько причин падения спроса на ПЭТ-тару. Ведущий консультант компании "Развитие бизнес-систем" Николай Кучугин считает, что изменилась культура потребления пива и безалкогольных напитков. "Восемь-десять лет назад люди покупали пиво в крупной таре для компаний и дома, сегодня средний и высший класс ходит в бары, менее состоятельные покупают пиво в бутылках и банках",- объясняет Кучугин. Действительно, по данным Abercade, сегодня наиболее популярные виды упаковки напитков - стеклянные бутылки (55%) и алюминиевые банки (21%).
Однако главная причина падения спроса такова: крупные потребители начали производить ПЭТ-преформы сами. По данным "Бизнеса", сегодня собственными ПЭТ-производствами владеют большинство крупных производителей пива и напитков: Coca-Cola, Pepsi, "Очаково", "Балтика", "Красный Восток", Heineken.
Генеральный директор "Очаково" Владимир Антонов жалуется на качество преформ: "В 1997 году мы открыли собственное полимерное производство, чтобы быть полностью уверенными в высоком качестве преформ". С ним соглашается директор по связям со СМИ компании Efes Кирилл Устинов, однако его компания покупает ПЭТ-преформы у своих немецких партнеров.
Еще одна проблема, возникающая при закупке ПЭТ-преформ, по словам директора по связям с общественностью "Троя-Ультра" (производитель соков) Ирины Герасимовой,- дорогая доставка, увеличивающая в итоге стоимость преформы на 20%. С ней соглашается директор по связям с общественностью пивоваренной компании "Балтика" Алексей Кедрин: "Собственное производство компонентов пива позволяет снизить его себестоимость, поэтому часть наших потребностей в таре обеспечивают три ПЭТ-линии рядом с петербургским заводом".
Кроме того, сами ПЭТ-производители обвиняют в перепроизводстве выгодные налоговые условия для украинских компаний, с которыми отечественным производителям все труднее конкурировать в условиях постоянного роста цен на сырье (гранулят). По данным "Мегапласт" (производитель ПЭТ-преформ), за последние два года сырье подорожало в два раза. "По условиям соглашения между странами СНГ пошлина для ввозимой продукции украинских компаний составляет 1%, что позволяет им устанавливать более низкую цену на свою продукцию и получать крупные заказы",- сетует Алексей Чубыкин.
В результате сегодня с рынка уходят десятки компаний. По данным сайта businessforsale.ru, сейчас продаются более двадцати мелких производств ПЭТ-преформ.

Деловая газета "Бизнес"