29.07.2005

"Кристалл" дошел до Мичигана. Российский производитель водки приобрел американского дистрибутора



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

Российские производители крепкого алкоголя продолжают осваивать западные рынки. Как стало известно "Бизнесу", ТПГ "Кристалл" стала владельцем 70% акций американской дистрибуторской компании Doyna Michigan. Это первое приобретение российским производителем американского дистрибутора. Однако в США "Кристаллу" придется бороться за рынок с мировыми гигантами.
О том, что ТПГ "Кристалл" приобрела 70% акций американской дистрибуторской компании Doyna Michigan, "Бизнесу" рассказал президент ТПГ Сергей Зивенко. По его словам, это небольшая компания с оборотом $10 млн, которая, впрочем, имеет договоры на поставки с рядом крупных сетей. "За счет нашей продукции в ближайшие два года мы планируем довести оборот Doyna Michigan до $30 млн",- обещает Зивенко. Компания основана российскими эмигрантами и занимается дистрибуцией алкоголя и пива из стран бывшего СССР. Портфель брэндов Doyna Michigan насчитывает около 60 наименований. В их числе, в частности, водка "Гжелка", "Путинка" и пиво "Балтика".
Теперь основным брэндом для Doyna Michigan станет премиальное "Белое золото", которое производит ТПГ "Кристалл". Стоимость водки за бутылку 0,75 л составит $21. "Мы не будем работать только для эмигрантов, хотим доказать, что у России много хороших марок кроме Stolichnaya (распространяется в США группой SPI.- "Бизнес")",- отмечает Сергей Зивенко.
До этой сделки российские производители предпочитали работать за рубежом через привлеченных дистрибуторов. Так, например, водка Stolichnaya до недавних пор продавалась Allied Domecq, а теперь Pernod Ricard.
На продвижение "Белого золота" в Америке президент ТПГ планирует потратить $15 млн. "60% бюджета возьмем на себя, остальное поступит из американского фонда, который будет получать процент от прибыли",- говорит Зивенко.
Помимо "Белого золота" Doyna Michigan будет продавать и другие брэнды "Кристалла" - "Ржаную" и "Беспохмельную Русь". По прогнозам Зивенко, за год компания продаст 30 тыс. дал, еще через год - 50 тыс. дал. В прошлом году продажи ТПГ "Кристалл" в США составили 12 тыс. дал.
Сергей Зивенко отмечает, что выходить на американский рынок непросто. "Местные дистрибуторы имеют сформированный пакет марок, который меняют неохотно. Кроме того, они не занимаются продвижением наших марок",- объясняет он решение о покупке Doyna Michigan. По словам президента ТПГ, сделка станет первым шагом по созданию дистрибуционной системы на западных рынках. "Не исключено, что и для работы в Европе будет куплен дистрибутор",- добавляет Зивенко.
Участники рынка с интересом отнеслись к сделке. Заместитель гендиректора ТД "Черноголовский" (сбытовая структура группы "Ост") Андрей Сергиенков называет известие о покупке интересным: "Возможно, ТПГ сможет использовать небольшую американскую компанию для выхода на более крупных дистрибуторов". С ним соглашается генеральный брэнд-менеджер компании "Винэксим" (брэнд "Путинка") Станислав Кауфман, который называет решение ТПГ "Кристалл" правильным. "Имея две дистрибуторские компании ("Кристалл вест" и "Единство".- "Бизнес"), Сергей Зивенко прекрасно понимает, что делает",- отмечает Кауфман. А гендиректор холдинга "Ладога" Вениамин Грабар отмечает, что покупка дистрибутора за рубежом вписывается в стратегию ТПГ "Кристалл".
Впрочем, участники рынка отмечают, что ТПГ "Кристалл" придется непросто в борьбе за рынок. "Doyna Michigan - маленькая компания, ТПГ предстоит большая работа, чтобы усилить свое положение на рынке",- говорит заместитель гендиректора по развитию группы "Русский алкоголь" Олег Пустовалов. А Кауфман из "Винэксима" напоминает, что в Америке "Кристаллу" придется бороться за рынок с мировыми гигантами.


Деловая газета "Бизнес"