29.07.2005

Брать все, что плохо летит. "Красэйр" побеждает в борьбе за Malev



Правление Государственного приватизационного агентства Венгрии (APV) вчера объявило, что компания Airbridge Rt, дружественная частным акционерам авиакомпании "Красноярские авиалинии", предложила лучшую цену за госпакет (99,95% акций) национальной авиакомпании Malev. Это Ъ подтвердил и гендиректор "Красэйра" Борис Абрамович. Сумма предстоящей сделки пока не разглашается. По его словам, окончательные условия купли-продажи Malev будут согласованы уже на следующей неделе, а закрытие сделки планируется до 15 августа. Это означает, что впервые у известной зарубежной авиакомпании появится российский собственник.

Malev имеет парк из 28 самолетов (в том числе 15 новых Boeing 737 Next Generation), в прошлом году перевезла 2 млн пассажиров. Долги авиакомпании составляют $178,8 млн.

ОАО "Авиакомпания 'Красноярские авиалинии'" занимает четвертое место среди российских авиакомпаний по объему перевозок: в 2004 году – 1,9 млн пассажиров. Выручка перевозчика составила 8,4 млрд руб., чистая прибыль – 9,4 млн руб. Контрольный пакет "Красэйра" – в госсобственности, остальные акции АО принадлежат физическим и юридическим лицам, дружественным братьям Борису и Александру Абрамовичам, возглавляющим компанию. В прошлом году они при поддержке чиновников образовали авиационный альянс, объединяющий сейчас помимо "Красэйра" еще четыре компании и выступающий под брэндом AiRUnion. Венгерское правительство пытается продать Malev не в первый раз. Очередная попытка была предпринята в декабре 2004 года, когда был объявлен новый конкурс на ее госпакет. Одним из главных его условий стало обязательство погасить долги Malev. О том, что в конкурсе участвует российская компания, стало известно весной (Ъ рассказывал об этом 16 марта). Формально заявка была подана от имени компании Airbridge Rt (управлением альянсом AiRUnion занимается схожее по названию ООО "Эйрбридж"), зарегистрированной в Венгрии, по инициативе частных акционеров "Красэйра". "В случае победы это приобретение позволит легко интегрироваться в международную маршрутную сеть, существенно ускорив процесс, на который при другом раскладе ушло бы десятилетие",– объясняли тогда Ъ в "Красэйре". С Airbridge на разных этапах конкурса конкурировало от двух до четырех компаний.

1 апреля правление APV объявило тендер на 99,95% акций Malev недействительным, но начало переговоры с конкурсантами. Вчера состоялось итоговое заседание правления. Как сообщил Ъ гендиректор "Красэйра" Борис Абрамович, на нем заявка Airbridge Rt была признана лучшей, а переговоры с остальными претендентами на Malev решено прекратить. Отметим, что информагентство Reuters вчера распространило несколько иную информацию: "Из двух претендентов, которые еще продолжают борьбу, сначала начнутся переговоры с Airbridge, которая сделала наиболее привлекательное предложение". А по данным местных СМИ, в тендере участвовали помимо Airbridge британская инвесткомпания Argus Capital и компания Aviation Solution экс-президента Malev Ференца Ковача.

Господин Абрамович заявил Ъ: "На следующей неделе я отправляюсь в Будапешт для согласования условий покупки, сам контракт мы планируем подписать до 15 августа". Какую цену предложил Airbridge Rt за Malev, он сообщить отказался, уточнив только, что условием покупки является не только "обслуживание долга", но и бизнес-план по развитию маршрутной сети авиакомпании и разработка стратегии его развития.

Покупка российскими бизнесменами иностранного перевозчика – прецедент. Главными достоинствами Malev считаются его парк и маршрутная сеть, охватывающая, в частности, всю Европу. Однако опрошенные Ъ участники рынка несколько разделились в оценках перспективности покупки. "Это очень интересный, смелый и капиталоемкий проект,– говорит гендиректор авиакомпании 'Ютэйр' Андрей Мартиросов.– Альянс 'Красэйра' получает восточный хаб (транспортно-логистический узел.– Ъ) в Европе, который станет дополнением к хабу в Красноярске, подготовленный персонал и техническую базу для обслуживания западных самолетов. Сложности же, не считая экономического аспекта, в основном организационные. В частности, в получении возможности использовать воздушные суда Malev в России". "Логичнее было бы сосредоточить все свои финансовые и менеджерские ресурсы в России, особенно с учетом того, что отечественный рынок авиаперевозок явно входит в период если не падения, то стагнации",– прокомментировали инициативу акционеров "Красэйра" в другой крупной авиакомпании.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН, АННА Ъ-ВОЛКОВА

КоммерсантЪ