01.08.2005

Страхование по убывающей. В Россию идет третий японский страховщик



МАРИНА БОЖКО


Японские страховщики полюбили Россию всей душой. О выходе на российский страховой рынок в пятницу объявил третий за последние три месяца страховщик из Японии - Sompo Japan Insurance. Свое представительство в России компания откроет в середине октября. Российские страховщики считают, что их японские коллеги делами доказывают: российский страховой рынок окончательно созрел для иностранных инвестиций.
В пятницу компания Sompo Japan Insurance заявила о том, что в середине октября откроет свое представительство в России. Это третий японский страховщик, заявивший о своем интересе к национальному страховому рынку. До этого решения об открытии своих представительств в России приняли два других японских страховщика: в мае об этом сообщила компания Tokio Marine & Nichido Fire Insurance Co, с первого июля в Москве и Санкт-Петербурге начали работать офисы Mitsui Sumitomo Insurance.
Забавно, что эти заявления компании делали по старшинству: Tokio Marine, по данным Международной страховой книги данных, является первой компанией Японии по сборам по страхованию, отличному от страхования жизни ($14,86 млрд в 2003 году), Mitsui - второй ($14,02 млрд). А Sompo является третьей по величине компанией Японии по сборам ($13,81 млрд). Для сравнения: все российские страховщики собрали в 2004 году $16,8 млрд.
Как сообщается в пресс-релизе Sompo Japan Insurance, который цитирует агентство Kiodo, бизнес компании будет сосредоточен на отрасли страхования casualty (в переводе с англ. "несчастный случай".- "Бизнес"), к которой относится страхование ответственности и убытки, возникающие в результате несчастного случая. В частности, Sompo через своих российских партнеров планирует продавать полисы страхования различных видов ответственности, страхования от несчастных случаев, а также автострахования.
Интерес японцев к российскому рынку появился с приходом на него автогиганта Toyota. На сегодняшний день в стране осуществляют свои операции 120 крупных японских фирм. Страховщики считают, что непрекращающийся интерес японского страхового бизнеса к российскому рынку говорит о том, что этот рынок окончательно созрел для иностранных инвестиций. "Активность, которую мы наблюдаем в этом году с приходом Aviva, ACE и японских компаний,- сигнал для всех остальных крупнейших мировых игроков",- отмечает президент Национальной страховой группы Юрий Решетняк.
Вместе с тем страховщики считают, что Sompo пока только изучает рынок. "Для японцев характерен расчет на длительную перспективу, кроме того, они очень чувствительны к рискам, поэтому речь в ближайшие годы будет идти только о представительстве",- полагает руководитель центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексей Зубец.
По словам генерального директора "Ренессанс Страхования" Николая Клековкина, японские компании не имеют дочерних фирм в Восточной Европе, поэтому, скорее всего, Sompo ограничится фронтированием рисков - передачей их в Японию с помощью российского страховщика.
По российскому законодательству, иностранному страховщику без открытия дочерней компании и получения лицензии запрещено страховать риски в России. Поэтому для передачи рисков за границу полис должен выписывать российский страховщик, который затем передает 100% ответственности (фронтирует) иностранной компании. Например, Mitsui перед открытием представительств подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве в области страхования с "Ингосстрахом". Sompo сообщила в пятницу, что будет сотрудничать с двумя российскими компаниями, но не назвала их имена.


Деловая газета "Бизнес"