02.08.2005

Судьба трех миллиардов. Чем грозит реорганизация компании "Ист Лайн Хэндлинг"



ИРИНА МОКРОУСОВА


Группе "Ист Лайн", управляющей аэропортом Домодедово, в ближайшее время, возможно, придется досрочно гасить облигационный заем на сумму 3 млрд руб., размещенный в мае ЗАО "Ист Лайн Хэндлинг". Дело в том, что до конца года, как стало известно "Бизнесу", "Ист Лайн Хэндлинг" прекратит свое существование, а его правопреемник лишится более 95% нынешних доходов. Вкупе с начавшимися судебными тяжбами "Ист Лайна" с Росимуществом известие о реорганизации "Ист Лайн Хэндлинг" может быть воспринято инвесторами чрезвычайно негативно.
ЗАО "Ист Лайн Хэндлинг" было создано в 1998 году в рамках группы "Ист Лайн" для исполнения функций генерального агента по продаже услуг предприятий аэропорта Домодедово и комплексному обслуживанию авиакомпаний. Через хэндлинговую структуру перевозчики стали заказывать заправку, техническое обслуживание, уборку, сопровождение и охрану самолетов, коммерческое обслуживание пассажиров, обработку грузов и обеспечение бортовым питанием. "Получилось очень большое предприятие с разными по сути функциями,- говорит директор по PR группы "Ист Лайн" Анна Краснова.- Поэтому в мае было решено провести реорганизацию ЗАО "Ист Лайн Хэндлинг"".
Сейчас процесс реорганизации находится в завершающей стадии. Решено, что предоставлением услуг по наземному обслуживанию самолетов, прибывающих в аэропорт, займется компания "Аэропорт Домодедово Хэндлинг". А функции генерального агента по продажам этих услуг и услуг других предприятий аэропортового комплекса останутся у "Ист Лайн Хэндлинг", которое, свою очередь, будет переименовано в "Коммерческое агентство аэропорта Домодедово" (Domodedovo commercial services). Планируется, что агентство будет концентрировать финансовые потоки, поступающие от авиакомпаний, и распределять их между оказывающими услуги предприятиями, анализировать конъюнктуру рынка и потребности авиакомпаний. При этом доходы агентства будут минимальными - достаточными лишь для собственного содержания.
"ЗАО "Ист Лайн Хэндлинг" действительно превратилось в гигантскую структуру, поэтому разделение производственной и коммерческой деятельности обоснованно,- считает генеральный директор авиакомпании UTair Андрей Мартиросов.- Так аэропорт сможет уделять больше внимания работе с авиакомпаниями - при единой структуре это было сделать сложно". В группе "Ист Лайн" согласны с этим и объясняют, что в силу того, что предприятие отягощено производством, оно не могло с полной отдачей реагировать на изменения клиентских потребностей.
Документы на регистрацию компании "Аэропорт Домодедово Хэндлинг" и перерегистрацию "Ист Лайн Хэндлинг" в "Коммерческое агентство аэропорта Домодедово" уже поданы; новые юридические лица, как ожидается, появятся в сентябре 2005 года. В результате чего имущество, оборудование и сотрудники, необходимые для оказания услуг по наземному обслуживанию воздушных судов, будут переданы компании "Аэропорт Домодедово Хэндлинг". А в коммерческом агентстве останется вся договорная база "Ист Лайн Хэндлинг". В группе "Ист Лайн" надеются, что обновленная структура заработает до конца года, однако до сих пор неизвестно, когда будет созвано собрание акционеров "Ист Лайн Хэндлинг", которое должно утвердить процедуру реорганизации.
Между тем этот вопрос необходимо согласовать не только с акционерами (чье одобрение будет получено наверняка), но и с кредиторами - в частности, владельцами облигаций второго выпуска на сумму 3 млрд руб., которые эмитировало ЗАО "Ист Лайн Хэндлинг" этой весной. Тем более что после реорганизации "финансовое лицо" должника изменится до неузнаваемости. Как следует из проспекта эмиссии облигаций, более 95% своей выручки (по данным за 9 месяцев 2004 года это 500,6 млн руб.) "Ист Лайн Хэндлинг" получала именно от оказания услуг по наземному обслуживанию самолетов, однако эти финансовые потоки в результате реорганизации отойдут компании "Аэропорт Домодедово Хэндлинг". А агентские услуги принесли компании за три квартала 2004 года лишь 22,7 млн руб. (около 4% выручки) - и эти мизерные в сравнении с суммой облигационного долга средства останутся в распоряжении "Коммерческого агентства аэропорта Домодедово" как правопреемника "Ист Лайн Хэндлинг". Вкупе с начавшимися у группы "Ист Лайн" судебными разбирательствами с Росимуществом по поводу пассажирского терминала новость о такой реорганизации "Ист Лайн Хэндлинг" может настолько обеспокоить инвесторов, что они потребуют досрочного погашения облигаций и выплаты купонных доходов.
Тем более что, как пояснили "Бизнесу" в группе компаний "Регион", активно работающей на рынке долговых бумаг, такое право инвесторам дает закон "Об акционерных обществах" и Гражданский кодекс. Начальник отдела выпусков ценных бумаг "Региона" Олег Дулебенец не смог оценить вероятность предъявления требований о досрочном погашении облигационного займа "Ист Лайн Хэндлинг", но отметил, что рынок уже знает подобные примеры. В частности, "Ленэнерго" в этом году пришлось досрочно выкупить практически весь выпуск облигаций в размере 3 млрд руб. после того, как собрание акционеров энергетической компании одобрило решение о ее реорганизации. Аналитик МДМ-банка Денис Гусев считает, что реакция рынка на новость о реструктуризации "Ист Лайн Хэндлинг" зависит от того, как "Ист Лайн" объяснит инвесторам ее необходимость.
В самом "Ист Лайне" уверяют, что владельцы облигаций о происходящих структурных изменениях узнают уже сегодня из соответствующего информационного письма. И в случае, если инвесторы пожелают воспользоваться правом досрочного погашения облигаций, компания, как и положено, рассчитается с ними в течение 60 дней после одобрения реорганизации собранием акционеров. Во всяком случае, Анна Краснова сообщила "Бизнесу", что по долгам "Ист Лайн Хэндлинг", если это потребуется, смогут рассчитаться его поручители: компании "Аэровокзальный комплекс Домодедово", "Домодедово Джет Сервис" и "Международный аэропорт Домодедово".


Деловая газета "Бизнес"