04.08.2005

Антисоветское шампанское



ИВАН МАЦАРСКИЙ

4 августа 1693 года французский монах Дом Периньон после долгих экспериментов над свойствами вин создал рецепт символа Франции и самого успешного вина - шампанского.
Легенд об этом монахе ходит великое множество, и можно сделать вывод о том, что этот служитель культа все-таки не реальная личность, а раскрученный маркетинговый инструмент: французы одними из первых поняли, какую роль играет красивая легенда в деле продаж чего угодно, а уж дорогих вин и подавно.
Знаменитая провинция Шампань начала осваиваться виноградарями еще в III веке, однако масштабное развитие виноделия началось на тысячу лет позже. Минусом шампанских вин была тенденция к вторичному брожению в бочках, которые иногда взрывались, за что вино из Шампани называли "дьявольским". Эта особенность делала процесс производства вина абсолютно непрогнозируемым, и вина Шампани проигрывали в конкурентной борьбе бургундским и другим винам. Дом Периньон, которого французы считают родоначальником многих технологий виноделия, превратил недостаток в преимущество. Он первым придумал купажирование и стал разливать вина, подверженные вторичному брожению, в бутылки, что позволяло сохранять внутри углекислый газ, взрывавший бочки. Пробка, бутылка с толстыми стенками и небольшой в сравнении с бочкой объем помогали справляться с взрывами, но все же не очень успешно: входить в подвалы с шампанским можно было только в железной маске, что тоже было скорее штрихом к ареолу таинственности, чем элементом техники безопасности.
Кроме полумифического монаха в истории шампанского огромную роль сыграли вдовы. Почему-то сложилось, что безутешные дамы становились великими виноделами. Первая из них - мадам Клико. В 1805 году, в 28 лет, она стала вдовой, получив в распоряжение дело покойного мужа. В то время было не принято, чтобы женщины управляли бизнесом, однако у мадам Клико хватило трезвости ума и мужества, чтобы противостоять предрассудкам и возглавить компанию. Считается, что именно она стала первой женщиной, управлявшей крупным бизнесом. Позже пример мадам Клико подтолкнул другую вдовушку - мадам Помери возглавить компанию мужа после его смерти. И если шампанское мадам Клико стало безумно популярным в России, то вотчиной мадам Помери стала Англия.
К концу XIX века шампанское приобрело популярность во всем мире, и многие страны стали сами осваивать его производство. Особых успехов в этом деле достигли русские виноделы, которые даже получали призы на выставках в Париже. Однако такая конкурентная ситуация совершенно не устраивала виноделов из самой Шампани. После первой мировой войны Франция приняла закон, установивший, что шампанским могут называться только те игристые вина, которые произведены непосредственно в провинции Шампань при строгом соблюдении определенных правил.
Под давлением Франции многие европейские государства подписали договор, запрещающий использовать слово "шампанское". Неувязка вышла с Советским Союзом и Новым Светом. В СССР наладили новую технологию выпуска шампанского, многократно убыстрявшую и удешевлявшую его производство, и не собирались расставаться с приобретшим популярность названием. Однако в 1997 году Россия пообещала, что введет запрет на использование обозначения "шампанское" для отечественных товаров в течение ближайших 25 лет. США, Канада и Австралия пока не хотят соглашаться с доводами французов. И тем не менее шампанские дома Франции остаются самыми успешными винодельческими предприятиями, обгоняя производителей других вин и коньяка.



Деловая газета "Бизнес"