04.08.2005

Американские уроки красоты. Скоро будет введена новая система градации круглых бриллиантов



ДМИТРИЙ СМИРНОВ


С нового года Геммологический институт Америки (GIA) выпустит новую систему градации цвета и прозрачности бриллиантов. Новую систему вынуждены будут взять на вооружение все российские ювелирные компании, так или иначе связанные с американским рынком. На отечественном рынке фактически нет единых общепризнанных стандартов оценки качества бриллиантов, поэтому российским покупателям, скорее всего, тоже придется разобраться в новой оценочной шкале.
Как стало известно "Бизнесу", 1 января 2006 года Геммологический институт Америки выпустит новую систему градации цвета и прозрачности круглых бриллиантов, а также их новый каталог. В документах GIA говорится, что новая система будет содержать наиболее полную информацию о степени огранки для всех стандартов бриллиантов. Если старая цветовая градация состояла из ступеней, которые обозначались буквами от D до Z, то новая шкала будет более подробной - от A до Z, а у ступени I будет еще три свои градации. Также бриллианты будут разделены по качеству огранки на пять степеней - от "превосходно" (Excellent) до "слабо" (Poor). В обновленных документах будут и расширенные данные о пропорциях состава бриллиантов. Стоит отметить, что российская система включает в себя лишь ступени от первой до девятой с рядом "подступеней".
По словам сотрудников института, новая методика позволит наиболее точно определить природу происхождения каждого бриллианта, исключив возможность фальсификации. При этом институт берет на себя переклассификацию уже по новой системе бриллиантов, прошедших ее в течение 2005 года по старой методике.
Аналитик Brunswick UBS Алексей Морозов уверен, что новая система градации будет более автоматизированной, что уменьшит вероятность ошибки. Ведь малейшее изменение в градации ведет к изменению цены, поэтому шкала должна быть способна отличать малейшие нюансы цвета и прозрачности. К тому же, по словам аналитика, бриллианты более 2 карат вообще не покупаются без сертификата GIA, что заставляет авторитетную организацию совершенствовать свои методики. "Учитывая высокий статус GIA, другие подобные организации, скорее всего, примут его инициативу",- убежден Алексей Морозов. При этом, как отмечает аналитик ИК "Финам" Наталья Кочешкова, новая американская система затронет и российскую ювелирную сеть, так как около 80% экспортируемых Россией бриллиантов как раз являются круглыми.
Как рассказал "Бизнесу" специалист по рекламе и PR смоленского ОАО "ПО "Кристалл"" Николай Журавлев, инициатива американского института направлена на упрощение для потребителя оценочной шкалы. При этом Журавлев отметил, что данная система предназначена в первую очередь для экспертов. "Потребитель опасается мошенничества, поэтому его волнует в основном авторитет компании, выдающей сертификат на ту или иную продукцию,- поясняет он.- Наш потребитель в большинстве своем некомпетентен, поэтому ему остается либо заново изучать новую методику градации бриллиантов, либо покупать продукцию известных сертифицирующих компаний".
Представитель еще одной столичной ювелирной компании тоже положительно отозвался об инициативе американских коллег, однако с сожалением отметил, что российский рынок менее цивилизован. "В России нет структуры типа GIA, которая была бы уполномочена устанавливать стандарты для всей ювелирной отрасли,- с сожалением отмечает представитель компании.- Многие работают по стандартам Гохрана, которые не являются обязательными для отрасли и предназначены только для бриллиантов, принимаемых или отпускаемых этим фондом". По его словам, единственной организацией, которая пытается как-то стандартизировать методику оценки отечественных ювелирных изделий, является Российская ассоциация производителей бриллиантов. Правда, в настоящее время весь штат ассоциации отправлен на летние каникулы, так что реагировать на ноу-хау заокеанских коллег она, видимо, будет уже осенью.


Деловая газета "Бизнес"