04.08.2005

Цветной бензин подделкам не помеха



АННА ФИРСОВА

На рынке появились слухи о том, что ЛУКОЙЛ возобновит с сентября эксперимент по продаже цветного бензина. Разноцветное топливо сначала якобы появится на заправках Свердловской области. В компании отрицают принятие такого решения, но отмечают, что "в принципе принять его можем". Специалисты рынка рассматривают производство цветного бензина как маркетинговый ход, причем весьма спорный.

В борьбе с суррогатами на АЗС подкрашивание топлива не поможет.

С сентября компания ЛУКОЙЛ начнет на своих заправках продажу цветного бензина, сообщили вчера несколько информагентств. В первую очередь окрашенное топливо появится в Свердловской области. В ЛУКОЙЛе к столь конкретной информации отнеслись с удивлением. "Решения такого на сегодняшний день нет,- заявил "Бизнесу" представитель компании Дмитрий Долгов.- Но другое дело, что мы можем его принять".

В 2001 году компания проводила эксперимент по продаже цветного бензина. Необычное топливо поступало на АЗС ЛУКОЙЛа, расположенные рядом с его нефтеперерабатывающими заводами, которые находятся в Перми, Волгограде, Нижнем Новгороде и Ухте. По словам Долгова, ЛУКОЙЛ отработал технологию производства цветного бензина, которую "на своих заправках мы можем внедрить хоть завтра и готовы потратить на это определенную сумму средств". Однако переходить на нее одной компании нецелесообразно.

Производство цветного бензина дороже, оно требует отдельных хранилищ топлива, цистерн, АЗС. В рамках эксперимента ЛУКОЙЛ пошел на продажу необычного топлива с нормой прибыли меньшей, чем по обычному бензину. Чтобы выпускать подкрашенный бензин постоянно, "должно быть принято государственное решение", отмечает Долгов, и "на внедрение соответствующей системы уйдет несколько лет".

Видимо, компания ждет введения специальных льгот, которые удешевят себестоимость новой технологии.

Назначение этого дорогостоящего ноу-хау якобы в том, чтобы отслеживать подлинность марок топлива и предотвратить кустарное повышение октанового числа бензина с помощью различных присадок. Но специалисты рынка подобных надежд не разделяют. "Подкрашивание топлива не сократит количество суррогатного бензина,- говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.- Вместе с присадками могут добавляться и красители.

Чтобы остановить контрафакт, нужны экономические стимулы". Производство контрафактного бензина из низкооктанового топлива попрежнему остается делом прибыльным. С 2006 года вводится ненулевой акциз на прямогонный бензин, но "остаются еще около 20 видов безакцизного нефтяного сырья, из которого делать контрафактный бензин по-прежнему выгодно", отмечает Евгений Аркуша. По его мнению, производство цветного бензина - не более чем маркетинговый ход, который будет действовать некоторое время после начала рекламной акции.

Деловая газета "Бизнес"