05.08.2005


«Деловая Москва» пала жертвой терроризма



Анастасия Скогорева, Елена Соболева

ЦБ РФ в четверг лишил лицензии акционерный коммерческий банк "Деловая Москва" за отмывание денег. Эта новость вызвала настоящий ажиотаж на финансовом рынке – не потому, что банк был крупным его участником, а потому, что одной из причин отзыва лицензии стали обвинения в финансировании «Деловой Москвой» терроризма.

Для российских банков отзыв лицензии уже перестал быть сенсацией. За последние две недели подобное решение ЦБ РФ принял уже во второй раз: 21 июля лицензия была отозвана у «Коммерческий банк «Международный банк экономического развития». И хотя МБЭР был участником системы страхования вкладов, рынок отнесся к этой новости спокойно. А вот на сообщение о том, что лицензии лишился КБ «Деловая Москва» отреагировал бурно, потому что на этот раз в качестве причин отзыва лицензии были выдвинуты обвинения в несоблюдении федерального закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.»

Банк «Деловая Москва» является ядром холдинговой компании «Деловая Москва». Холдинг задействован в таких отраслях как энергетическая, горнорудная, рыбная и нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство и финансово-инвестиционные проекты. В холдинг, помимо банка, входят межрегиональная энергетическая компания "МЭК-В", нефтеперерабатывающая компания "АНП-Нефтепродукт", судоходная компания "СВС-флот" и рыбоперерабатывающий комплекс "СВС". "Деловая Москва" был внесен в рейтинг 50 самых быстроразвивающихся банков стран переходной экономики, который опубликовал в январе 2005 г. журнал The Banker.

Впрочем. как подчеркивается в сообщении ЦБ РФ, «Деловая Москва» нарушала не только законодательные нормы о противодействии финансированию терроризма, но и элементарные правила бухгалтерского учета и отчетности, а также нормы совершения кассовых операций. Банк, как утверждают в ЦБ, неоднократно игнорировал порядок направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сообщений по операциям, подлежащим обязательному контролю.

По данным ЦЭА "Интерфакс" банк "Деловая Москва" на 1 января 2005 года занимал 683-е место в их ренкинге банков. Активы финансово-кредитной организации на 1 января 2005 года составляли 488 млн рублей. Далее положение банка ухудшилось. К первому апреля его активы снизились до 409 млн рублей, а в ренкинге ЦЭА "Интерфакс" банк сместился на 740 место.

Представители банков неохотно комментируют случившееся с КБ «Деловая Москва».«Хотя случай с отзывом у банка лицензии по обвинению в финансировании терроризма и «отмывании средств» действительно не первый, банковский рынок всегда болезненно реагирует на такие новости, – отметил в интервью «Газете.Ru» руководитель одного из московских банков, согласившийся прокомментировать ситуацию на условиях анонимности. – Проблема в том, что не всегда ясно, какими критериями и/или фактами руководствовался ЦБ при принятии решения об отзыве лицензии. И зачастую складывается впечатление, что речь идет не о наказании действительно провинившегося банка, а об обыкновенных разборках , а это, согласитесь, совсем иное дело».

С начала 2005 г. за отмывание денег лишились разрешения на осуществление банковских операций 6 кредитных организаций: «ВЕК-Банк», «Еврозапсиббанк», «АКА-Банк», банк «Инвестрасчет», Банк проектного кредитования и расчетная небанковская кредитная организация «Автодор».

Правда, такого мнения придерживаются далеко не все. Так, Михаил Матовников, генеральный директор Центра экономического анализа «Интерфакса», убежден, что в случае отзыва лицензии у «Деловой Москвы» речь идет о стандартной процедуре, а не о «разборках» c банком, который по каким-либо причинам стал неугоден властям. «То, что рынок так активно обсуждает проблемы «Деловой Москвы», понятно – сказывается эффект августа, когда серьезных новостей нет, а обсудить что-нибудь хочется. На деле же никто не обвиняет банк в финансировании терроризма: речь, скорее всего, идет лишь о том, что банк помогал своим клиентам оптимизировать налоги, то есть уклоняться от их уплаты. Вообще, отмывание денег очень характерно для банков, у которых впереди мало хорошего: уже понятно, что выжить будет трудно, а денег подзаработать и можно, и хочется».

«Внимание противодействию отмыванию преступных доходов уделяется достаточно давно. Тенденция, которая актуальна последние 2–3 года. Это некая зачистка банковских рядов. Некая вычистка потенциально нежизнеспособных банков. К моменту, когда Россия вступит в ВТО, и на наш рынок придут западные банки, уже сформируются какие-то крупные банковские структуры, как Внешторгбанк, Сбербанк, Уралсиб, Росбанк и другие, которые аккумулируют вокруг себя более мелкие банки и смогут конкурировать с иностранными», – рассказал аналитик ИК «Проспект» Игорь Лавущенко.

Газета.RU