08.08.2005

Viva возвращается. Судьба второй модели GM-АвтоВАЗ в руках конкурентов



РОМАН ГУЛЯЕВ
ЮЛИЯ КАРУЛИНА


GM-АвтоВАЗ, похоже, передумал сворачивать производство самой неудачливой из российских иномарок Chevrolet Viva. Эксперты считают, что вытянуть проект удастся, лишь если Ford не сможет производить в России Focus в достаточных объемах.
Производство Viva было запущено год назад, в проект было вложено более $100 млн, половину инвестировал концерн General Motors, другую - АвтоВАЗ. Однако с реализацией этого автомобиля дела обстоят плохо. За первое полугодие продано менее тысячи автомобилей. "В месяц мы продаем лишь два-три автомобиля",- посетовал представитель одного из дилерских центров, пожелавший остаться неназванным. В европейской пресс-службе GM также заметили, что Viva "продается хуже, чем мы ожидали".
Сегодня GM-АвтоВАЗ возобновляет производство после двухнедельных летних каникул. Участники рынка ожидали, что СП решит не возобновлять производство Chevrolet Viva. , которую на рынке считают провальным проектом. Однако, как рассказал "Бизнесу" источник, близкий к GM-АвтоВАЗ, производство Viva будет возобновлено. "Уже заключены договоры на поставки машинокомплектов, и они будут выполнены - до этого о прекращении сборки говорить нельзя",- говорит собеседник "Бизнеса". Он, впрочем, затруднился сказать, о каком объеме поставок идет речь. Известно, что в начале года GM-АвтоВАЗ планировал произвести 7,5 тыс. этих автомобилей, однако позже принял решение сократить объем выпуска - новые планы производства объявлены не были.
Участники рынка и дилеры связывают неудачу проекта с высокой ценой на Viva. "Проект по сборке Chevrolet Viva был провальным с самого начала: при высоком курсе евро машинокомлекты, поставляемые из Германии и Испании, оказывались очень дорогими",- считает гендиректор рекламно-консалтингового агентства "Автоконсалт" Виктор Новоченко. По мнению эксперта, GM-АвтоВАЗ вел себя непоследовательно при выстраивании товаропроводящей сети: сначала потребовал от дилеров монобрэндовости, потом отступил от своих требований.
К тому же, как рассказали "Бизнесу" дилеры, сейчас продается только дорогая комплектация Viva - GLS стоимость. 450 тыс. руб. ($15,8 тыс.). Дешевой комплектации за 367,65 тыс. руб. ($12,9 тыс.) в продаже нет. Как рассказал "Бизнесу" источник, знакомый с ситуацией, это связано с тем, что GM-АвтоВАЗ изначально закупил только комплекты для люксовой версии. "Базовую комплектацию невозможно выпускать без убытка - предприятие просто не может "вписать" ее в объявленную цену",- заметил источник. По словам дилеров, сборка первых машин недорогой комплектации ожидается в сентябре, а в продажу они могут поступить в октябре-ноябре. "Разбивка между версиями модели осуществляется в соответствии с нашим производственным графиком, соответственно, и поставка зависит от него",- сказала представитель GM-АвтоВАЗ Наталья Крамаренко.
По мнению экспертов, теперь судьба Viva зависит в первую очередь от конкурентов. "Это зависит от того, удастся ли Ford производить машины в нужных объемах. Если Ford не будет справляться со спросом, продажи Chevy Viva будут неплохими",- считает Новоченко. Эксперт отмечает, что сейчас Ford идет на демпинговые цены, чтобы закрепиться на рынке. Напомним, в базовой версии Ambiente Ford Focus II стоит $11,7 тыс.
Аналитик ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов добавляет еще одну причину: "Продажам Viva мешает и популярность корейского аналога этого автомобиля, Chevrolet Lacetti, который стоит дешевле, $13,8 тыс. в минимальной комплектации". Правда, по информации "Бизнеса", Chevrolet Lacetti с двигателем объемом 1,8 л не поставляется в Россию как раз для предотвращения конкуренции с Viva.
Пять из восьми московских дилеров GM-АвтоВАЗ вчера отказались от официальных комментариев.


Деловая газета "Бизнес"