08.08.2005

Госпотребстандарт заработал на "Боржоми" по $100 с каждой проверки



В пятницу на пресс-конференции первый заместитель главы Госпотребстандарта Иван Саевич заявил, что в ходе проверок фальсифицированной минеральной воды "Боржоми" на территории Украины не выявлено. Эксперты сомневаются в том, что продолжавшиеся почти две недели проверки качества воды могут существенно сказаться на ее позиции на украинском рынке. Тем не менее производитель "Боржоми" Georgian Glass & Mineral Water в срочном порядке начал антикризисную рекламную кампанию своего продукта.

Конфликт вокруг "Боржоми" начался еще 21 июля, когда на пресс-конференции глава Государственной комиссии по техническому регулированию и потребительской политики (Госпотребстандарта) Николай Негрич заявил, что вся минеральная вода "Боржоми" поддельная и разливается в Миргороде. Сразу после этого по всей стране начались проверки воды в рознице и на оптовых складах. При этом господин Негрич уточнил, что проверка воды осуществляется на основе запроса из посольства Грузии. Однако в самом посольстве эту информацию опровергают. Как сообщил в интервью Ъ посол Грузии Георгий Катамадзе, запрос в Госпотребстандарт посольство не отправляло (см. Ъ от 27, 29 июля).

На пресс-конференции 5 августа господин Негрич не присутствовал, перед журналистами отчитывался его первый заместитель Иван Саевич. "Никто сегодня не обвиняет 'Боржоми' в неправильном поведении на рынке, мы не говорим про некачественный продукт",– заявил господин Саевич на пресс-конференции. По его словам, Госпотребстандарт вообще не имеет права проверять продукцию на предмет фальсификации. "Компетенция нашего органа состоит в том, чтобы выявлять соответствие продукта ГОСТам, а на предмет фальсификации должны проверять другие органы",– сказал первый заместитель главы Госпотребстандарта. Полностью отказавшись от слова "фальсификат", господин Саевич предположил, что слова господина Негрича в отношении "Боржоми" нужно трактовать как "распространяется из" вместо "разливается в" Миргороде. Господин Саевич также подтвердил Ъ, что запрос из посольства Грузии с просьбой проверки этой торговой марки в Госпотребстандарт не поступал.

По словам генерального директора компании ИДС (официальный дистрибутор "Боржоми" на Украине) Марко Ткачука, проверки воды закончились за день до пресс-конференции – 4 августа. В компании GG&MW приняли к сведению информацию, обнародованную Госпотребстандартом. "Мы будем исправлять все нарушения в реализации, на которые нам указал Госпотребстандарт",– сообщил Ъ вице-президент, директор по корпоративному развитию GG&MW Евгений Чверткин.

В то же время в компании не считают конфликт решенным и ведут подсчет убытков. "К концу следующего месяца будет ясно, насколько они велики",– заявил Ъ директор по водным ресурсам компании Леван Багдавадзе. К тому же, помимо косвенных убытков и репутационного ущерба, существуют еще и прямые затраты, связанные с проверками. По информации Ъ, Госпотребстандартом проверено более 200 точек, и за каждую из них GG&MW, согласно действующему законодательству, должна будет выплатить более $100.

Эксперты, впрочем, сомневаются в том, что потери GG&MW от проверок Госпотребстандарта будут велики. "Даже если распространение информации было большим, то в лучшем случае от покупок воды воздержатся 10-15% потребителей",– заявил директор брэндконсалтингового агентства "Следопыт" Вадим Пустотин. "Наибольший ущерб доставило изъятие воды из продажи, когда она проверялась,– считает управляющий партнер агентства 'Люди' Андрей Федоров.– После возвращения воды в розницу люди ее будут покупать и дальше, потому что брэнд существует уже давно и лояльность к нему высока".

Тем не менее, для того чтобы нивелировать последствия конфликта, GG&MW запустила на Украине рекламную кампанию "Боржоми", рассчитанную на две-три недели. Затраты на нее в компании называют незначительными, однако отмечают, что до конца года намерены потратить на рекламу до $200 тыс. "Мы хотим проверить, насколько резонансна была негативная информация, появившаяся в СМИ с подачи Госпотребстандарта",– заявил Ъ брэнд- и продакт-менеджер "Боржоми" на Украине Тимофей Замурий.

ОЛЬГА Ъ-ХЛОПЕНКОВА

КоммерсантЪ - Украина