12.08.2005

Компьютерное управление "псом"



ИВАН МАЦАРСКИЙ

12 августа 1991 года инвесторы одобрили план реорганизации крупнейшего автобусного перевозчика США Greyhound, который к тому времени находился в глубоком кризисе. Внедрение компьютерной системы и харизматичность лидера спасли компанию, в будущее которой уже никто не верил.
Даллаская компания Greyhound Lines Inc. долгое время была лидером трансконтинентальных автобусных перевозок в США, ее логотип с бегущим псом долгое время был одним из символов американских хайвеев. Основанная в 1914 году шведским иммигрантом Эриком Викманом, компания занималась перевозкой шахтеров между двумя городками, беря с них по 15 центов за поездку. Уже в 1918 году с парком всего из 18 автобусов ей удалось получить прибыль в $40 тыс. В 1929 году компания получила свое нынешнее название, сосредоточилась исключительно на междугородных перевозках и к началу 1960-х годов доля Greyhound на всем рынке внутренних сообщений составляла внушительные 30%. Однако к началу 1980-х компания столкнулась с рядом проблем и начала стремительно терять свою долю рынка. В основном это было связано с развитием сервиса проката автомобилей, когда машину можно было взять в одном городе, а сдать в другом, а также из-за существенного удешевления авиабилетов на внутренние рейсы. Второй причиной кризиса стало неэффективное управление и большие издержки, а также неповоротливая схема составления и планирования маршрутов. К этим проблемам добавлялись еще и забастовки работников.
В июле 1991 года кресло главного исполнительного директора занял Франк Шмейдер, который имел большой управленческий и финансовый опыт, и, что было особенно важно, пользовался огромным авторитетом у персонала компании, которому импонировало, что руководитель такого уровня частенько занимал место шофера, чтобы прочувствовать ситуацию изнутри. Всего за месяц он подготовил детальный план выхода из кризиса, который и был утвержден советом директоров и кредиторами. Работа началась с сокращения парка автобусов и снижения издержек. Меры были непопулярные, и в компании начался отток кадров, который, по мнению многих аналитиков, мог бы быть гораздо большим, если бы не харизматичная фигура Франка Шмейера.
Вторым этапом стало создание системы резервирования мест. Пассажиры обычно не резервировали места, а прибывали на терминал, покупали билет и садились в ближайшие автобусы, которые из-за этого часто отправлялись в маршрут полупустыми. Клерки составляли маршрут клиентов вручную, используя толстые справочники, поэтому компьютерная система была просто необходима. План создания такой системы, названной Trips, получил высокую оценку у финансистов, что позволило компании привлечь заемные средства и выпустить дополнительные акции. Работа над системой началась в 1992 году, бюджет ее составил $6 млн. Разработка ее велась с нуля, поскольку опыт подобных систем, которыми пользовались авиакомпании, был неприменим для автобусных перевозок. Перелет из одного конца США в другой обычно проходит без промежуточных посадок, в то время как автобус делает более десяти остановок при пересечении страны. Несмотря на все сложности, система была введена в строй в 1993 году и сразу показала отличные результаты - впервые за пять лет компания закончила финансовый год с прибылью в $11 млн. После этого руководство поняло, что в автоматизации системы контроля кроется успех всего дела, и продолжило совершенствование системы Trips. Сегодня Greyhound предлагает своим клиентам практически идеальную схему услуг, и, несмотря на то что ей уже вряд ли удастся вернуть свои былые позиции, уверенно занимает первые места среди операторов автобусных перевозок.


Деловая газета "Бизнес"