12.08.2005

"Связной" открыл сеть мобильного вторсырья



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ

Компания "Связной" открыла сеть из десяти дисконт-центров для торговли уцененными мобильными телефонами. Конкуренты не считают эту идею удачной, поскольку "Связной" все равно не сможет конкурировать с нелегальными продавцами. К тому же каждый четвертый подержанный телефон, продаваемый в России, был украден. Но поскольку общенациональной системы поиска таких телефонов нет, компании, меняя старые телефоны на новые, вынуждены закрывать глаза на происхождение аппаратов.
Вчера "Связной" открыл 10 дисконт-центров: пять - в Москве, три - в Санкт-Петербурге и еще два - в Нижнем Новгороде. Еще шесть таких центров будут вскоре открыты в Ростове-на-Дону, Казани и Екатеринбурге, а к концу года сеть "Связной-Дисконт" будет насчитывать 20 центров. Пресс-секретарь "Связного" Елена Ноготкова объясняет смысл открытия сети дисконт-магазинов тем, что "высокое качество обслуживания в центрах мобильной связи и борьба за лояльность покупателей приводят к увеличению числа принятых обратно аппаратов".
В "Связном-Дисконте" будут продаваться уцененные телефоны, а также другая цифровая персональная техника. Но сделать полноценные комиссионки в "Связном" не решились - около 30% площади центров будет отведено под стандартную продукцию сети. "В каждом крупном городе, где много центров мобильной связи "Связной", мы будем открывать дисконт-центры, чтобы иметь возможность развивать систему trade-in, связанную с заменой старого телефона на новую модель с доплатой. Что касается открытия магазинов, распродающих исключительно старые стоки, для нас это не совсем оправданно",- отмечает коммерческий директор сети Сергей Румянцев.
Крупные дилерские мобильные сети традиционно заявляют, что на долю бывших в употреблении мобильных телефонов приходятся лишь десятые доли процентов их оборота. Однако "Связной" рассчитывает на этом заработать - по оценкам аналитиков из Mobile Research Group (MRG), рынок б/у телефонов составляет почти $1 млрд, или около 20% объема официальных поставок трубок. При средней цене подержанного аппарата в $110-120 в штучном выражении это 8-8,5 млн телефонов. Однако каждый четвертый из них, по данным MRG, ворованный. Понятно, что нелегальный рынок в 1,5-2 млн трубок ($200-250 млн) - лакомый кусок, и сейчас для воров открываются новые возможности.
При приемке сломанных трубок дилерские сети требуют подтверждения того, что телефон был куплен у них. Зато в рамках акций по обмену старых аппаратов на новые, которыми сейчас увлеклось большинство мобильных сетей, подтверждать факт покупки не надо: б/у телефон просто меняется на новый с доплатой. Поскольку базы по IMEA (персональный идентификационный код телефона) в России до сих пор нет, никто не может гарантировать, что в результате обмена в салоны не попадают ворованные аппараты. В опрошенных "Бизнесом" сотовых сетях подтвердили, что не требуют сопроводительных документов при обмене телефона. Впрочем, у компаний и нет никакой возможности проверить их легальность.
Отчасти поэтому конкуренты не считают новую маркетинговую инициативу "Связного" удачной. "Объективной ценовой разницы такие салоны не предложат,- заявил "Бизнесу" гендиректор сети "Цифроград" Владимир Пляко.- В любом случае им будет непросто конкурировать с Горбушкой, Савеловским рынком или покупками в интернет-магазинах. Для привлечения потребителей "Связному-Дисконту" придется вложить весьма значительные средства в рекламу, и эти вложения вряд ли удастся окупить". Директор по маркетингу компании "Беталинк" Антон Володькин также не уверен в том, что "Связному" удастся потеснить на рынке уцененных мобильников многочисленные "серые" точки на Горбушке. При этом Володькин указывает, что дисконт-формат может негативно повлиять на восприятие брэнда компании.
Проблему сбыта б/у телефонов, а также старых моделей дилеры решают по-разному. Сеть "Беталинк", по словам Володькина, как и "Связной", меняет старые трубки на новые, а полученные б/у модели продает в развивающиеся страны, где "очень развит рынок восстановленных телефонов". От стоков новых аппаратов (немодных, устаревших моделей) сеть избавляется через оптовые каналы. "Так получается быстрее: мы теряем в прибыльности, но выигрываем в оборачиваемости средств",- утверждает он. Другой конкурент "Связного" - "Евросеть" - сам работает в формате дискаунтера и не видит смысла выделять этот бизнес в отдельный проект. Как рассказала "Бизнесу" пресс-секретарь компании Татьяна Гуляева, в крупных магазинах компании "есть полки, отведенные под продажи исправных телефонов, купленных в сети и возвращенных в течение 14 дней". В Dixis продажи б/у товаров и остального ассортимента разведены. Телефоны, которые попали во вторичную продажу, реализуются через специальные комиссионки, чтобы, по словам руководителя службы по связям с общественностью Dixis Татьяны Москалевой, не отпугивать клиентов, которые приходят за новинками. При этом для продажи стоков Dixis неделю назад открыла собственный дисконт-центр, оборот которого составляет 30-40 тысяч рублей в месяц.


Деловая газета "Бизнес"