15.08.2005

Пивной непатриотизм. Западные компании наращивают прибыли за счет продаж в России



Полина КАНЕВСКАЯ

Западные пивоваренные компании, поставляющие свою продукцию на наш рынок, рапортуют о росте прибыли. По сообщению агентства Bloomberg, крупнейшая пивоваренная компания Великобритании Scottish & Newcastle Plc увеличила чистую прибыль по итогам первого полугодия на 9.8%. При этом отмеченный рост связывается с объемами продаж пива в России. А наши пивовары жалуются на ужесточение законодательства и говорят о стагнации отрасли и снижении спроса населения на пиво. Выглядит это, по меньшей мере, непатриотично.

Чистая прибыль британской компании Scottish & Newcastle Plc, которая является владельцем компаний Heineken NV, InBev NV и Baltic Beverages Holding (совладелец BBH - Carlsberg Breweries A/S), по итогам первого полугодия выросла на 9.8%. А выручка компании, по сообщению агентства Bloomberg, за тот же период увеличилась на 3.4% - до 1.88 млрд. фунтов стерлингов.

Как известно, шведская BBH - лидер на российском рынке пива. Только во втором квартале 2005 года она увеличила продажи в России на 17%. "BBH остается основным двигателем бизнеса Scottish & Newcastle", - отмечает аналитик Credit Suisse First Boston Майкл Бликли. А по оценкам Merrill Lynch & Co., BBH может принести около 21% прибыли Scottish & Newcastle в этом году.

Конкуренты шведской компании - Heineken NV и InBev NV - также усиливают свои позиции на российском рынке. Так, продажи компании InBev (марки Stella Artois, Brahma и другие) только за первый квартал этого года выросли на 4.1%.

Напомним, что за период с 1999 по 2004 год рынок пива в России вырос вдвое. В 2004 году россияне выпили на 11% этого напитка больше, чем годом ранее. Однако, как уже писали "Известия", если еще в начале года сами пивовары планировали довести годовое потребление своей продукции в России с 58 литров на душу населения до 65, то сегодня они все чаще говорят о стагнации в отрасли.

Согласно данным Росстата, выпуск пива в первом полугодии 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004-го вырос на 3.7%. По информации Союза российских пивоваров, рост производства пива в России в первом полугодии текущего года является самым низким для отрасли за последние пять лет. "Стагнационный тренд пивоваренного производства становится все более очевидным. Даже традиционный сезонный рост рынка в летний период не смог кардинально повлиять на ситуацию в целом", - утверждает председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. По его словам, "продолжающееся административное давление (беспрецедентные ограничения рекламы пива, акцизная политика, рост транспортных тарифов) на фоне относительного насыщения рынка в центральных регионах может уже в ближайшей перспективе привести к снижению экономической эффективности предприятий и к тяжелым социальным последствиям". Напомним, в марте был принят нашумевший закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". В Госдуме сейчас обсуждается вопрос о запрещении рекламы пива на телевидении. Что же получается? Меры, принятые российскими властями, сыграли на руку западным пивоварам? Во всяком случае, именно об этом свидетельствует сравнение данных российской статистики, с одной стороны, и отчетов зарубежных компаний - с другой.

Финансовые известия