15.08.2005

Москве светит "Первая помощь"



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Вторая по величине аптечная сеть Санкт-Петербурга "Первая помощь" всерьез заинтересовалась столичным рынком. К концу 2005 - началу 2006 года компания планирует открыть в Москве до 20 аптечных супермаркетов. Выйти в столицу сеть рассчитывает, впервые на рынке разместив рекламу на телевидении. Конкуренты сомневаются, что этот шаг поможет компании стать серьезным игроком на московском рынке.
О том, что сеть намерена открыть первые аптеки в Москве, "Бизнесу" рассказал коммерческий директор "Первой помощи" Петр Грек. По его словам, уже в конце этого - начале следующего года компания планирует открыть в Москве 10-20 аптечных супермаркетов, а в течение ближайших пяти лет "Первая помощь" собирается открыть в столице до 60 точек.
Первая аптека должна открыть в районе станции метро "Сокол". Напомним, этот район считает одним из самых насыщенных аптеками, в частности, там работает крупнейшая муниципальная аптека в Москве "Сокол". "Соседство крупных частных и государственных аптек в районе нас не смущает",- уверяет Грек.
На ремонт и оборудование одной аптеки без учета арендной платы компания собирается потратить в $80-100 тыс. "По нашим оценкам, московский рынок куда легче петербургского: во-первых, в столице самая большая емкость рынка, во-вторых, москвичи тратят ежегодно на лекарства порядка $75 на душу населения, тогда как питерцы - всего $38",- констатирует он. Кроме того, добавляет Грек, в Москве одна аптека на 9 тыс. человек, когда в Санкт-Петербурге эта цифра достигает 4-5 тыс. человек.
Эксперты считают, что закрепиться на московском рынке "Первой помощи" будет непросто. "В Москве представлены крупные игроки аптечного рынка, для выхода сюда необходимо оригинальное предложение и большие затраты на маркетинг",- говорит ведущий аналитик ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов. С ним соглашается и директор по корпоративным финансам аптечной сети "36,6" Андрей Сливченко: "Затраты на узнаваемость брэнда составляют неотъемлемую часть "входного билета" на московский рынок". Именно поэтому, отмечает Сливченко, сейчас наиболее выгодно открывать аптеки в центре города.
"Первая помощь" собирается потратить на продвижение на московском рынке около $3 млн, возражает Грек. При этом сеть впервые на рынке собирается использовать телерекламу. За первые два месяца после открытия первой точки мы планируем потратить на рекламу порядка $200-400 тыс в зависимости от количества открытых аптек, сообщил Грек.
Исполнительный директор РА Sorec Media Артем Донец говорит, этой суммы будет достаточно для размещения рекламы в московских блоках крупных каналов. Однако он сомневается в оправданности этих вложений. "Как правило, в аптеку приходят не потому, что увидели рекламу, а потому, что она близко к дому. Поэтому телереклама может сыграть лишь в том случае, если у компании много аптек в городе. Никто, всего лишь посмотрев рекламу, не станет искать в Москве именно этот брэнд",- уверен Донец.
При этом эксперты сомневаются в оправданности самого факта выхода петербургской сети на московский рынок. "Сейчас из-за высокой конкуренции в столице сети активно выходят в регионы: центральная Россия, Поволжье, Урал. Рентабельные места в Москве почти закончились, а на оставшихся завышена арендная стоимость",- удивляется Мелик-Гусейнов из "Фармэксперта". А топ-менеджер одной из московских сетей считает, что куда более грамотно потратил деньги лидер питерского аптечного рынка "Фармакор", выйдя в Ленинградскую область.


Деловая газета "Бизнес"