15.08.2005

Парниковый эффект включат в цену авиабилета



ТРЭЙСИ БОУЛЗ (TRACEY BOLES)

Как стало известно The Business, предложения, изучаемые сейчас в Брюсселе, могут привести к тому, что с каждого пассажирского рейса, вылетающего из аэропортов Евросоюза, будет взиматься компенсация за выбросы парниковых газов. Программа, призванная предотвратить загрязнение окружающей среды, может увеличить стоимость билетов в два конца на сумму до 9 евро ($11), поскольку авиакомпаниям придется возмещать астрономические издержки. По существующим оценкам, они могут составить 600 млн евро только на перелеты внутри Европы. Кроме того, это чревато обострением отношений между Брюсселем и США.
В связи с тем что развитие авиации все более активно способствует глобальному потеплению, Европа намерена распространить на авиакомпании проект торговли разрешениями на выброс загрязняющих веществ.
Поначалу в Брюсселе собирались ввести плату за выбросы углекислого газа (CO2) только на внутриевропейских рейсах. Однако, как стало известно The Business, сейчас Европейская Комиссия рассматривает вариант с распространением разрешений на все коммерческие полеты, включая межконтинентальные, поскольку новое исследование консультантов CE Delft выявило ряд проблем, возникающих при применении данной меры только в Европе.
Как было установлено, схема, ограниченная пределами континента, будет не только менее эффективна для снижения выбросов, но и затруднит для европейских перевозчиков конкуренцию с американскими коллегами.
Осенью еврокомиссары обсудят проблемы, поднятые в исследовании CE Delft, опубликованном в начале этого месяца под названием "Крылья для торговли выбросами" (Giving wings to emission trading). Законопроект должен появиться к концу 2006 года. Точных дат распространения данной схемы на авиацию пока нет, но это может произойти уже в 2008 году.
Как стало известно The Business, в Еврокомиссии также не исключают и другие меры по борьбе с загрязнениями, например, карательный налог на топливо, если авиакомпании будут недостаточно активны в переходе на торговлю выбросами.
Впрочем, комиссар по вопросам охраны окружающей среды Ставрос Димас (Stavros Dimas), равно как и такие компании, как British Airways (BA), отдает предпочтение торговле, несмотря на то что финансовое бремя для отдельных перевозчиков может быть весьма тяжелым. На основании выбросов CO2 в 2002 году в CE Delft подсчитали, что издержки BA составят 30 млн евро, 9 млн у KLM и 12 млн у скандинавской компании SAS. В неудачные годы такие суммы - серьезный удар по прибыли.
Как утверждают источники в отрасли, решение расширить сферу применения амбициозного проекта вызовет раздражение американцев. Президент Буш и сенат США являются яростными противниками Киотского договора, координирующего международные усилия в борьбе против глобального потепления.
В соответствии с планами Еврокомиссии, авиакомпании будут вынуждены приобретать разрешения, покрывающие все их выбросы углекислого газа. По оценкам CE Delft, стоимость разрешения составит 10-30 евро за тонну CO2, газа, считающегося основным виновником глобального потепления. Объем выбросов Airbus A319 на рейсе Лондон-Париж равен 5,4 тоннам. В текущих ценах стоимость разрешений на данный перелет составит 124 евро.
Не вызывает сомнений, что авиакомпании, и так уже гнущиеся под множеством дополнительных издержек, обусловленных законодательными инициативами Брюсселя (наиболее неприятной из них стала компенсация пассажирам за несоблюдение расписания), переложат затраты на пассажиров.
По имеющимся подсчетам, рост цен на авиабилеты в оба конца составит от 0,2 до 9 евро, в зависимости от стоимости разрешений и дальности перелета. Возможно, пассажирам бизнес-класса придется платить дороже, чем тем, кто летает в эконом-классе.
В отличие от других отраслей, на которые распространяется проект Брюсселя, в сфере авиаперевозок не будут действовать так называемые права наследования, когда разрешения распределяются бесплатно на основании уровня выбросов в прошлом.
В исследовании CE Delft говорится, что самый справедливый способ распределения квот на выброс CO2 - аукцион, где разрешения будут проданы тому, кто предложит максимальную цену. Авторы приходят к следующему выводу: "Продажа с аукциона представляется наиболее привлекательным вариантом распределения. С экономической точки зрения его можно считать наиболее эффективным. Другим важным преимуществом такого варианта будет равное отношение к новичкам по сравнению с существующими операторами".
Доходы, полученные таким образом, будут значительными, утверждается в исследовании. С учетом того, что средняя цена разрешения составляет 10 евро за тонну CO2, только на рейсах внутри ЕС можно заработать 600 млн евро.
Исследование также признает, что торговля разрешениями вызовет снижение темпов роста отрасли на 0,2-3% в течение пяти лет. По оценкам авторов, средние темпы роста при существующих условиях превышают 4% в год.
Евросоюз приступил к продаже разрешений в январе. Данная схема вводит потолок выбросов углекислого газа для энергоемких сооружений, например электростанций, и позволяет им обмениваться разрешениями с другими предприятиями. С течением времени схема может быть распространена на другие вредные для окружающей среды газы. Великобритания сделала включение авиации в указанную схему одним из приоритетов своего председательства в ЕС, начавшегося в июне.


Деловая газета "Бизнес"