15.08.2005

Российские бюрократы отпугивают британских инвесторов



ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

Произвол бюрократии и высокий уровень коррупции удерживают зарубежные малые и средние компании от прихода на российский рынок. Такой вывод содержится в исследовании, проведенном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и в опросе Британского бизнес-клуба.

Как сообщает The Times, исследование ОЭСР показало, что иностранных инвесторов, которые хотят прийти на российский рынок, больше всего беспокоит коррупция и жесткая политика правительства.

В качестве примера сложности ведения бизнеса в России ОЭСР приводит проблемы, связанные с учреждением фирмы. Для того чтобы создать новое предприятие, нужно потратить почти месяц и получить около двадцати различных разрешений, в то время как в Великобритании, например, на это уходит всего один день, а необходимых документов требуется гораздо меньше.

В свою очередь Британский бизнес-клуб провел опрос, из которого видно, что российскому рынку не стоит ждать бизнесменов из Великобритании, однако те, кто уже пришел, продолжат здесь работать. «Более 70% инвесторов сказали, что в течение ближайших трех лет они будут наращивать капиталовложения в России. Примерно столько же из тех, кто никогда не инвестировал в российскую экономику, заявили, что не собираются этого делать. Именно поэтому иностранные компании не выходят на российский рынок, но те, кто ведет здесь бизнес, действительно получают неплохие доходы»,— говорит руководитель бизнес-клуба в Москве Марк Ярвис.

При этом эксперты клуба отмечают, что условия для работы малого и среднего бизнеса в России улучшаются. «До недавнего времени преобладала теневая и полутеневая экономика, не было доступных финансовых ресурсов и возможностей для быстрого роста.

Но теперь проявляются улучшения в банковском и ипотечном кредитовании. Есть небольшие юридические фирмы, оказывающие содействие в организации бизнеса»,— рассказывает Марк Ярвис. Также, по его словам, немалую роль сыграло снижение срока давности по приватизационным сделкам с десяти до трех лет. «Для бизнеса открываются большие возможности, особенно в секторе обслуживания»,— считает западный эксперт.

Бизнес-консультант Скотт Найт, партнер компании BDO Stoy Hayward, отмечает тенденцию роста числа малых предприятий, выходящих на российский розничный сектор.

По его мнению, компания успешно развивается, если находит партнеров на локальном рынке и развивает совместные предприятия. «Компании, которые добиваются успеха в России, как правило, не создают бизнес с нуля. Они взаимодействуют с российскими партнерами и привлекают местный персонал. Нужно ориентироваться на предприятия, которые уже работают на этом рынке»,— советует Найт.

«Прежде чем прийти на российский рынок, компании смотрят на тех, кто уже на нем работает,— говорит эксперт Центра развития Оксана Осипова.— Если притока западных бизнесменов не наблюдается, это означает, что в их работе здесь больше минусов, чем плюсов. Это и неудивительно, ведь условия для ведения бизнеса только начали формироваться. Остается очень много рисков, связанных с неустойчивой финансовой системой, с налоговым администрированием».

Деловая газета "Бизнес"