16.08.2005


У Альфы отбирают доброе имя на территории США



Как стало известно Ъ, Альфа-банк столкнулся с серьезными проблемами регистрации своего брэнда на территории США. Против регистрации банком товарных знаков Alfa-Bank и "Альфа-банк" выступила Alfa Corporation из штата Алабама. Американцы утверждают, что регистрация банком товарных знаков на территории США может ввести в заблуждение потребителей и имеет признаки недобросовестной конкуренции. Это уже второй случай, когда у крупной российской компании возникают трудности с регистрацией своего брэнда в США – ранее аналогичные претензии были предъявлены к товарному знаку ЛУКОЙЛа.

Как свидетельствуют имеющиеся в распоряжении Ъ документы, Альфа-банк подал в патентное бюро США заявки на регистрацию своего товарного знака в латинском и кириллическом написании еще в 2001 году. А в январе этого года против регистрации этих товарных знаков выступила Alfa Corporation (Монтгомери, штат Алабама), подавшая иск в суд Южного округа штата Нью-Йорк. Ответчиками были названы Альфа-банк и его нью-йоркская дочерняя структура Alfa Capital Markets (USA), которые представили свои возражения по иску 18 февраля. 25 июля судья Джеймс Фрэнсис утвердил график дальнейших представлений сторонами документов и аргументов. Согласно решению судьи, стороны должны быть готовы к основным слушаниям по делу к 23 января 2006 года.

Alfa Corporation в своем иске утверждает, что с середины 40-х годов ХХ века предоставляет различные финансовые услуги и в настоящее время занимается также страхованием и банковским бизнесом почти на всей территории США. Истец утверждает, что регистрация товарных знаков Альфа-банка по классу 036, который включает в себя банковские и финансовые услуги, может привести к введению в заблуждение потребителей и имеет признаки недобросовестной конкуренции со стороны ответчиков. Alfa Corporation просит суд, помимо прочего, запретить ответчикам и всем имеющим к ним отношение лицам "использовать надпись Alfa в связи с любыми финансовыми и сходными услугами в Соединенных Штатах" и пытаться зарегистрировать в США содержащие слово Alfa "торговые знаки, связанные с оказанием финансовых и сходных услуг в патентном бюро США" или в других американских патентных ведомствах.

В ответ российский банк и Alfa Capital Markets (USA) возражают, что использование ими слова Alfa не может ввести потребителей в заблуждение сразу по нескольким причинам. Во-первых, в случае Альфа-банка и Alfa Capital Markets (USA) название – это "транслитерация с русского на английский греческой буквы alpha", тогда как Alfa в названии истца – аббревиатура его исходного имени (Alabama Farm Bureau Federation). Во-вторых, ответчики утверждают, что финансовые услуги, предоставляемые Alfa Capital и истцом, предназначены для разных потребителей: "Истец предлагает страховые продукты и услуги физлицам в южных и среднезападных штатах США, а ответчики предлагают банковские и инвестиционные услуги институциональным инвесторам, желающим инвестировать в Россию и СНГ". В заключение юристы Альфа-банка утверждают, что использование слова Alfa истцом в его логотипах "производит совсем другое общее впечатление, чем использование Alfa ответчиками".

В Альфа-банке вчера на просьбу Ъ прокомментировать ситуацию отреагировали с недоумением. Президент банка Петр Авен вообще оказался не в курсе происходящего в США. Он даже не смог объяснить Ъ, зачем банку потребовалось регистрировать свой товарный знак на американском рынке. А в пресс-службе Альфа-банка Ъ заявили: "Да, в настоящий момент со стороны Alfa Corporation, американской финансовой корпорации, подан иск к Alfa Capital Markets и к самому ОАО 'Альфа-банк'. Все необходимые процессуальные действия проходят в штате Нью-Йорк, США. Судебный процесс находится в начальной стадии, поэтому комментировать его было бы преждевременно".

Отметим, что Альфа-банк – не единственная российская компания, испытывающая проблемы со своим товарным знаком в США. Комитет по рассмотрению споров и апелляций в связи с регистрацией товарных знаков (TTAB, специальный институт при патентном ведомстве США) с 2003 года рассматривает претензии компании Luk Llamellen un Kupplungsbau Beteiligungs KG на регистрацию российской НК ЛУКОЙЛ ее товарного знака LUKoil в США. Окончание рассмотрения этого спора ожидается не раньше весны 2006 года.

Кроме того, ЛУКОЙЛу удалось отстоять свои права на брэнд Lukoil Oil Company на территории EC. В феврале 2003 года зарегистрированная в Барселоне компания Sarmet on plus S.L., которая занимается торговлей нефтепродуктами, подала заявку на брэнд Lukoil Oil Company (с логотипом в виде белой аббревиатуры LUK на красном фоне). Sarmet подавала заявку на торговую марку по поручению самого ЛУКОЙЛа, который планировал создать с испанской фирмой компанию по торговле нефтепродуктами, где ЛУКОЙЛу принадлежало бы 95% акций. Дочерняя структура ЛУКОЙЛа в Испании, однако, так и не была создана, а Sarmet получила право на торговую марку до 24 февраля 2013 года. В июле 2005 года Европейский патентный суд подтвердил права ЛУКОЙЛа на торговую марку.

ДЕНИС Ъ-СКОРОБОГАТЬКО, ЕЛЕНА Ъ-КИСЕЛЕВА

"Альфы" в США и России

По данным службы патентов и торговых марок при министерстве торговли США (US Patent and Trademark Office), в Соединенных Штатах в настоящее время действует 131 торговая марка, содержащая слово Alfa (всего же в США в разное время были зарегистрированы 237 брэнда Alfa). А по данным консалтинговой компании D & B (бывшая Dun & Bradstreet), в базе которой содержится информация о 12 миллионах организаций, в Северной Америке зарегистрированы 1043 компании, в названии которых содержится слово Alfa. Наиболее известной торговой маркой среди них является Alfa Romeo, которой владеет итальянская компания Fiat Auto. Во Флориде зарегистрирована торговая марка Alfa Vitamins, которой владеет одноименная лаборатория по производству пищевых добавок. Для сравнения: число российских предприятий различных форм собственности и видов деятельности, в названии которых фигурирует слово "Альфа", можно оценить примерно в семь тысяч.

КоммерсантЪ