16.08.2005

Первое китайское предупреждение



ИВАН МАЦАРСКИЙ

16 августа 1972 года на Национальной выставке в Торонто китайские производители впервые продемонстрировали свои товары на западном рынке. Это стало началом экспансии китайской продукции на все мировые рынки, последствия которой сегодня лихорадят многих европейских и американских производителей.
До начала 1970-х годов внешняя торговля Китая составляла незначительные цифры в общемировом экспорте. Виной тому была сложившаяся веками модель экономики Поднебесной. С древних времен в Китае основой экономики считалось земледелие, а ремесло и торговля - ответвлениями, поэтому экономическая политика долгое время заключалась в том, чтобы "укреплять ствол и ослаблять ветви". Богатство в обществе ценилось лишь как способ сделать карьеру. Во времена династии Цинь была введена возможность купить повышение по службе или по социальной лестнице. Такса была очень высока, много раз пересматривалась, но никогда не отменялась. Таким образом, богачи втягивались в бюрократический аппарат и из предпринимателей становились чиновниками, что, естественно, не способствовало развитию экономики.
Государство также противилось развитию внешней торговли, введя на нее монополию, а нарушавшие запрет граждане приговаривались к смерти. Такое положение дел существовало несколько веков, и основной статьей китайского экспорта стали фарфор, шелк и опиум, доход от которых оседал в карманах государственных чиновников. Однако с наступлением новой эры китайского государства такой подход показал свою полную нежизнеспособность и вредность для развития страны. Запущенная в начале 1970-х новая экономическая политика Китая была как раз ориентирована на промышленное производство и экспорт.
Верность выбранного подхода быстро стала очевидна. Присутствие китайских товаров на западных рынках стремительно росло: игрушки, текстиль, электроника, сырье и материалы, отличавшиеся дешевизной и более или менее достойным качеством, уже в 1980-х годах начали вытеснять местных производителей. Кроме государственной политики развитию экспансии способствовали многочисленные китайские диаспоры, лоббировавшие интересы своей родины. Во многом благодаря этому и состоялся показ китайских товаров на выставке в Торонто: городе, в котором проживает самая многочисленная в мире китайская диаспора.
К концу 1990-х ситуация стала по настоящему критической, особенно для текстильной промышленности Европы. Многие мелкие и средние производители разорились, а тем, кто остался на плаву, пришлось переквалифицироваться на производство более дорогих товаров, оставив массовый сектор на откуп китайским конкурентам. К лету 2005-го ситуация уже грозила перерасти в настоящую торговую войну. Европейские текстильщики неоднократно обращались в Еврокомиссию с просьбой обуздать бесконтрольный поток китайских товаров и ввести квоты. В начале июня комиссар ЕС по торговле Питер Мандельсон провел переговоры с китайской стороной, в ходе которых убедил оппонентов сократить объемы экспорта, однако многие аналитики считают, что Китай все равно будет продолжать наращивать поставки текстиля в Европу. Одни из немногих выигравших от сотрудничества с Поднебесной,- американские докеры: в 2004 году терминал Лос-Анджелеса объявил об открытии 3000 рабочих мест для того, чтобы справиться с потоком контейнеров.


Деловая газета "Бизнес"