16.08.2005

Президент форсирует Urals. Владимир Путин решил поднять цену российской нефти



АННА ФИРСОВА
ДМИТРИЙ КОПТЕВ


Главный актив России - нефть - мировая экономика должна ценить дороже. Так считает президент, выразивший вчера обеспокоенность тем, что разница между ценами на нашу марку Urals и "не нашу" Brent становится уже чувствительной для экономики страны. И хотя форма заявления президента привела большинство экспертов в замешательство, его содержание в действительности может иметь серьезную экономическую основу.
Разница в цене марок нефти Urals и Brent "не очень справедлива", заявил вчера Владимир Путин на встрече с членами правительства. С президентом сразу согласился глава МЭРТ Герман Греф. "Разница в $5-6, конечно, очень существенна для экономики России",- сказал он и пообещал президенту уделить внимание этой проблеме осенью, когда правительство будет рассматривать налоги на добычу полезных ископаемых.
Между тем экспертов заявление президента привело в замешательство. Дело в том, что на российскую марку Urals не существует индикативной цены, ее котировки привязаны к ценам североморской марки Brent на Лондонской и Нью-Йоркской биржах. Отечественное сырье уступает по качеству иностранному, а потому разница в их ценах была всегда. "И я не вижу, чтобы разрыв между котировками увеличивался,- указывает управляющий директор ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.- Когда средняя цена на нефть составляла $20 за баррель, разница между стоимостью Urals и Brent равнялась $1-2. То есть процентное соотношение не изменилось и сейчас".
И все же политическое желание российского президента может иметь под собой экономическое основание. Как известно, существует несколько проверенных способов увеличения цены любой продукции - повышение ее качества, создание дефицита, монополия на рынке. Попробуем их применить к нашей нефти.
Российская нефть в массе своей поступает на рынок Западной Европы через нефтепровод, построенный еще в советские времена. В трубе, как в миксере, перемешивается нефть с различных месторождений, и на выходе как раз и получается нефтяной коктейль с высоким содержанием серы, который и называют Urals. Таким образом, говорить о повышении качества нашей нефти можно лишь в случае строительства альтернативного нефтепровода, куда не будет доступа низкокачественному сырью. Другой вариант - провести все необходимые операции по очистке уже существующей трубы, а поставщиков "грязной" нефти отправить или на железную дорогу, или на загрузку своим сырьем простаивающих отечественных НПЗ. Кстати, сейчас по железной дороге экспортируют более дорогой и качественный российский сорт Siberian light, производители которого в результате несут повышенные транспортные издержки.
Что касается создания дефицита, то оно может привести к росту стоимости нефти лишь в теории - на практике это обернется для России потерей определенной доли рынка, поскольку конкуренты не преминут воспользоваться ситуацией и увеличат квоты на добычу в своих странах. О монополии на существующих рынках также не приходится говорить - Россия лишь один из игроков, хотя и крупный.
Остается совместить повышение качества экспортируемой нефти с попыткой занятия собственной ниши на новом рынке. И, строго говоря, сейчас для этого есть все основания. Восточная Сибирь может обеспечить нефтью марки Siberian light рынок Юго-Восточной Азии - для этого необходимо развивать освоение месторождений и построить трубопровод Тайшет-Находка с ответвлением на Дацин. По самым пессимистичным оценкам "Транснефти", стоимость проекта составляет $16 млрд, но его стратегическое значение неоценимо - нефтепровод выводит Россию на стремительно растущий тихоокеанский рынок нефти. В этом случае можно не только занять лидирующие позиции на рынке, но и придумать себе новый брэнд и новые котировки. Тем более что и деньги на это есть: объема российских "нефтяных резервов" вполне хватит не только на Восточный нефтепровод, но даже и на строительство нового трубопровода в Европу.
Что же касается нововведений в законе о НДПИ, то теоретически для компаний, поставляющих в трубу "Транснефти" высокосернистую нефть (прежде всего для "Татнефти"), можно ввести налог, делающий ее экспорт невыгодным, отмечает руководитель аналитического отдела ИК "Интерфинтрэйд" Алексей Логвин. И такой вариант действительно имеет право на существование: если нефть имеет низкое качество и снижает цену всего российского сырья, можно заставить производителя или доплатить разницу, или не добавлять серы в общий котел. В этом случае нефтяные компании сами будут вынуждены идти на затраты по улучшению качества поставляемого в трубу сырья.


Деловая газета "Бизнес"