16.08.2005

Автомобиль как роскошь. Коллекция антикварных транспортных средств может принести солидный доход



ЕВГЕНИЙ МАЗИН


Среди возможных альтернативных инвестиций одним из наиболее перспективных направлений в последнее время стало инвестирование в антикварные ценности, в частности в редкие старинные автомобили. Доходность таких вложений, по оценкам экспертов, колеблется на уровне 11-17% годовых в валюте. Однако, несмотря на перспективность подобных инвестиций, широкого распространения они среди населения не найдут. Стоит помнить, что, как любое коллекционирование редкостей, уникальные автомобили стоят недешево. Их стоимость исчисляется десятками, если не сотнями тысяч долларов. Поэтому позволить себе подобные капиталовложения может только обеспеченный человек.
Коллекционирование автомобилей всегда считалось атрибутом красивой жизни. Особенно это касается автомобилей ретро. Долгое время в нашей стране хобби в виде реставрации старинных авто оставалась уделом энтузиастов, объединяющихся в клубы по интересам, и не рассматривалось с коммерческой точки зрения.
Однако с тех пор ситуация принципиально переменилась. Сегодня "автомобильная классика" является не только предметом коллекционирования "для души", но и довольно выгодным капиталовложением. Не хуже, чем коллекционирование картин или антиквариата.
Начинающим коллекционерам специалисты советуют не разбрасываться, а решить какие автомобили собирать: отечественные или иностранные. По зарубежной классификации в категорию Classic Car попадают машины, чей возраст превышает 20 лет. Внутри же этой категории также существует классификация: авто, собранные до 1910 года, проходят как antic. Те, что сделаны в 1910-1930 годах, именуются carosserie. Произведенные в 1930-1945 годах - oldtimer, а в 1945-1960 - classic. Автомобили, выпущенные после 1960-го и до середины 1980-х годов, называются junior.
Кстати, в России используется такая же классификация, правда только для иномарок. Отечественные же модели специалисты относят к антиквариату, если они выпущены до 60-х годов. А, по мнению главы компании "Коллекционные автомобили" Вячеслава Лена, истинные автошедевры появились на свет между двумя мировыми войнами.
Мило, но дорого
По сравнению с любыми другими инвестициями (например, в ценные бумаги) покупка старинных автомобилей имеет явные плюсы. Например, в отличие от ценных бумаг, на котировки которых влияют сиюминутные экономические факторы, машины от финансовых новостей не зависят. Поэтому их цена с годами только растет. Скажем, по подсчетам автомобильного реставрационного центра "Молотов-гараж" стоимость таких автомобилей ежегодно увеличивается в среднем на 11-17%. Кроме того, владеть подобной коллекцией (или хотя бы одним автомобилем) весьма престижно. "Люди понимают, что купить "Феррари" или "Мерседес" может любой, у кого есть деньги. Но гораздо приятнее обладать единственной на свете машиной, которой явно ни у кого больше нет",- рассказал "Бизнесу" генеральный директор центра "Молотов-гараж" Алексей Садовников.
Как правило, реставраторы имеют дело лишь с "эксклюзивом" - автомобилями, которых изначально было выпущено не более сотни. Обычно же счет таких моделей идет на единицы. Например, Horch 830 BL Karl Bauer выпуска 1939 года было собрано 80 штук, а до наших дней дошли всего пять экземпляров. А отечественных машин "ЗИЛ-111" было выпущено всего восемь.
Однако то, что является главным плюсом - элитарность, также является и главным минусом данного вида капиталовложений. Ведь для того чтобы продать уникальную машину с выгодой, ее сначала необходимо купить. А это очень недешево. Причем больше всего затрат приходится на реставрацию автомобилей. Специалисты опровергают мнение, что восстановить ретроавтомобиль можно за несколько тысяч долларов. "Восстановить автомобиль за $5-10 тыс. абсолютно нереально. Если, конечно, речь идет не просто о ремонте, а о реставрации",- говорит Садовников. По словам специалистов, реставрация представляет собой, как правило, ручную работу с восстановлением уникальных деталей. Специалисты утверждают, что технологии, по которым они реставрируют автомобили такие же, какие использовались при их создании. Например, до второй мировой войны на них не применялись крестовые винты и шурупы. Поэтому от рабочих требуется квалификация наивысшего класса, которая и оплачивается соответственно. Реставрация одного автомобиля занимает примерно 16 месяцев. Эту цифру надо помножить на работу четырех человек с зарплатой в $1-1,5 тыс. плюс аренда, расходные материалы и запчасти, которые уже не производятся. Все это поднимает цену автомобиля за $100 тыс. К тому же дополнительно на цену автомобиля влияет так называемый "фактор прежнего владельца". Ведь зачастую уникальные автомобили принадлежали уникальным людям. Например, в разное время "через руки" Вячеслава Лена прошли сталинский бронированный ЗИС-115 и "Чайка"-кабриолет Юрия Гагарина.
Наиболее редкие машины стоят совсем дорого. Так, цена бронированного "ЗИЛ-41052" (так называемая бронекапсула) составляет $1,3 млн. Тем не менее даже такие машины находят своих покупателей. "Этот автомобиль уже продан, а еще один такой же будет готов в начале следующего года",- поясняет Алексей Садовников. По его словам спрос на ретроавтомобили растет весьма быстро. "Даже если сравнивать с ситуацией пятилетней давности, это небо и земля. Заметно, что у людей появились деньги",- говорит он.
Впрочем, антиквары считают, что дело не в финансовой выгоде. "Люди, увлекающиеся антиквариатом, редко собирают что-то, держа в голове возможные денежные выгоды от будущих перепродаж. Настоящий коллекционер всегда гордится своими экспонатами и собирает их для души",- считает совладелец одного из антикварных салонов Москвы. Такого же мнения придерживается и Алексей Садовников. По словам реставратора, несмотря на постоянно растущую цену автомобилей, вкладывать в них деньги для того, чтобы потом перепродать, неправильно. Для инвестиций можно найти менее экзотические объекты.

Деловая газета "Бизнес"