17.08.2005

Экономическая автогеография. Производители стараются размещать заводы в трех географических зонах



РОМАН ГУЛЯЕВ

Сопоставив нынешние и будущие проекты автомобильных концернов в России, "Бизнес" пришел к выводу: производители стараются размещать заводы в трех географических зонах. Близость к Балтийскому морю удобна для логистики комплектующих из США и Юго-Восточной Азии, размещение завода в центре России позволяет ему быть ближе к рынку сбыта. Наконец, китайские автопроизводители стремятся работать в Сибири - в том регионе им проще с логистикой, к тому же продвижение на российский рынок они планируют начать именно с Зауралья.
В этом году должны стартовать четыре новых проекта по сборке иномарок. Через пять дней в Ижевске начнется сборка Kia Spectra - массового автомобиля сегмента С. Под него владельцам "Ижмаша" группе СОК пришлось высвобождать производственные мощности за счет устаревшей "Оды" и универсала "Фабула". По сути дела СОК перепрофилировал старый советский автозавод под выпуск иномарок: российское предприятие осуществляет это впервые (ранее французский "Автофрамос" перестроил цеха завода АЗЛК для выпуска Renault Logan).
Под выход на рынок Spectra СОК готовит дилерскую сеть - уже образована компания "Сокиа", которая будет заниматься дистрибуцией не только собранных в России машин Kia, но и импортируемых. При этом СОК, как заявляли представители группы, рассчитывает на лидирующую роль среди трех импортеров (машины также импортируют "Киа-Сандол" и "Автотор"). Во многом за счет того, что планирует постепенно поставить на конвейер еще две модели Kia, по всей вероятности, это будут внедорожник (новый Sportage или Sorento) и седан класса В (новый Rio).
Проект по лицензионной сборке других корейских автомобилей - внедорожников SsangYong - похож на ижевский. Во-первых, его ведет российская промышленная группа ("Северсталь-авто") на мощностях советского автозавода (Завод малолитражных автомобилей в Набережных Челнах). Во-вторых, "Северсталь" также планирует начать с одной модели (внедорожник Rexton), а затем добавить в производственную гамму еще две (вероятно, минивэн Rodius и представительский седан Chairman). Наконец, именно "Северсталь-авто" займется дистрибуцией, а также импортом машин этой пока малоизвестной в России марки из Кореи.
И у "Северстали", и у СОКа практически не было выбора площадки - они предпочли работать по принципу brownfield, то есть основывать производство на базе действующего предприятия. Эти площадки, тем не менее, находятся в Центральной России и удобны с точки зрения сбыта готовой продукции - ее не придется везти далеко. Фактически поволжская площадка (к ней же можно отнести также GM-АвтоВАЗ) успешно работает на Центральный и Уральский регионы, где покупают больше всего новых автомобилей в России.
Китайские автопроизводители, напротив, предпочитают сибирскую площадку. В этом году там открываются два совместных производства китайских машин - в Новосибирске и Бийске Алтайского края. Это направление удобно с точки зрения логистики - недалеко везти комплектующие. К тому же, по планам китайских производителей, экспансию на розничный рынок России они будут начинать именно с Сибири. Но где будут располагаться новые китайские автозаводы - сейчас подыскивает себе площадку Nanjing, по информации "Бизнеса", возможен самостоятельный выход других крупных производителей из Поднебесной - FAW и Chery,- эксперты предположить затрудняются. Скорее всего, китайцам придется делать выбор между Сибирью с облегченной логистикой и Центральным районом, где близок рынок сбыта,- по первому опыту СП они увидят, какой вариант им предпочтительнее.
Наконец, третья тенденция - размещение заводов на Балтике. Речь идет и об "Автоторе", и о всеволожском заводе Ford, и о Toyota, которая в 2007 году планирует открыть предприятие в Санкт-Петербурге. Эта площадка удобна тем, что, во-первых, находится не так далеко от рынка сбыта, во-вторых, имеет выход к морю, а именно водным путем Toyota планирует поставлять в Россию комплектующие. Из объявленных будущих заводов именно Toyota готова сделать самую крупную инвестицию в Россию на уровне $250 млн.


Деловая газета "Бизнес"