17.08.2005

Фармацевты увлеклись льготной программой. Фармрынок продолжает демонстрировать устойчивый рост



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

По данным исследовательской компании "Ремедиум", за первое полугодие 2005 года объем рынка аптечных продаж вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Данные ритейл-аудита показывают снижение доли рынка крупных игроков, таких как Sanofi-Aventis, Gedeon Richter и KRKA. Эксперты и участники рынка объясняют эту тенденцию частичным уходом продукции компаний в федеральную программу льготного лекарственного обеспечения.
По данным "Ремедиума", в первом полугодии 2005 года объем аптечного рынка России составил $1,93 млрд в закупочных ценах, что превышает показатель первой половины 2004 года на 19%. Средняя наценка аптек выросла с 28,4% до 29,7%.
Генеральный директор RMBC (группа компаний "Ремедиум") Мария Денисова прогнозирует, что общий рост рынка (с учетом аптечных продаж, государственных и больнично-госпитальных закупок) по итогам года может составить 26-30%. В прошлом году отрасль прибавила 29%, уточнила Денисова.
Эксперты и участники рынка уверены, что российский фармрынок продолжит расти еще как минимум десять лет. "Основными факторами, влияющими на развитие рынка, остаются рост доходов населения, увеличение цен на лекарства, инфляция и изменение курса доллара",- поясняет гендиректор Aston Consulting Антон Артемов. Потенциальную емкость российского фармрынка измерить трудно: по большому счету, он только начал формироваться, отмечает руководитель отдела маркетинга "СИА Интернейшнл" Григорий Брауде. Исполнительный директор ЦМИ "Фармэксперт" Николай Демидов считает, что рост рынка продолжится еще как минимум десять лет. "При этом есть тенденция к уменьшению объема рынка в натуральном выражении. Долгое время российский потребитель имел привычку покупать много малоэффективных препаратов по низкой цене. Сейчас с дешевых препаратов россияне переходят на дорогие, одновременно отказываясь от покупки большого количества лекарств",- говорит Демидов.
При этом, по данным исследования "Ремедиума", доля крупнейших производителей сократилась. Так, аптечные продажи лидера рынка Sanofi-Aventis снизились на 15%, Gedeon Richter - на 10%, KRKA - на 4%. Эксперты объясняют этот факт участием фармацевтов в федеральной программе льготного лекарственного обеспечения. "Де-факто никакого падения продаж не произошло, просто и Sanofi-Aventis, и Gedeon Richter, и KRKA - крупные производители, задействованные в федеральной программе. До 2005 года продажи отдельных льготных препаратов были "зашиты" в общие данные продаж в аптеках",- говорит Демидов из "Фармэксперта". С ним соглашается и руководитель по работе с ключевыми клиентами Schering AG Елена Кулакова: "Многие препараты представлены как в коммерческом отпуске, так и льготном ассортименте, поэтому часть продаж прошла по государственной программе. Данные нашей компании не подтверждают этот факт лишь потому, что наш портфель четко разделен на аптечные препараты и льготные, последние никогда в рознице не продавались".


Деловая газета "Бизнес"