17.08.2005

Холостой выстрел «Авроры». Фонд Indigo Partners отказался от создания российского авиадискаунтера



ИРИНА МОКРОУСОВА

Едва зародившись, российский рынок авиаперевозок low-cost уже переживает трудности. Как стало известно «Бизнесу», американский фонд Indigo Partners, совсем недавно объявивший о создании в России low-cost перевозчика, спешно продает этот бизнес, не желая работать в России из-за несовершенства законодательства и противодействия со стороны «классических» авиакомпаний. Наиболее вероятные покупатели перевозчика — частные акционеры Krasair и других авиакомпаний, входящих в альянс AiRUnion. Впрочем, если сделка состоится, бизнес по низкобюджетным перевозкам все равно не войдет в структуру альянса AiRUnion, а будет существовать самостоятельно.

Как уже сообщал «Бизнес» , американский фонд Indigo Partners совместно с восточноевропейским подразделением группы инвестиционных фондов Texas Pacific Group — TPG Aurora начал проект по созданию в России низкобюджетного авиаперевозчика. У Indigo уже есть подобный опыт: фонд учредил low-cost авиакомпании Wizz Air в Венгрии и Tiger в Сингапуре. Между тем российскому рынку этот сегмент перевозок едва знаком.

За последние два года рейсы в Москву открыли два немецких дискаунтера — Germania Express и German Wings. Генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак верит и в успех российского низкобюджетного перевозчика. По его мнению, его потенциальные клиенты— это, в первую очередь, «редколетающие» люди, предпочитающие путешествовать на поезде. «Более того, некоторым таким перевозчикам удается переманить и часть бизнес-пассажиров из чиcла малых и средних предпринимателей»,— отмечает Борис Рыбак.

Тем не менее, несмотря на перспективы низкобюджетных перевозок, фонд Indigo Partners решил отказаться от проекта. К настоящему времени американские инвесторы уже успели зарегистрировать юридическое лицо — ЗАО «Аврора», набрать штат сотрудников и внести авансовый платеж за 17 самолетов Airbus 320, размер которого не раскрывается. Теперь все это планируется быстро продать. Как рассказал «Бизнесу» владелец 10% акций «Авроры» Константин Тетерин, переговоры о переуступке прав на проект Indigo Partners ведет с частными акционерами авиакомпании Krasair и других членов альянса AiRUnion и рассчитывает завершить их в сентябре этого года. По его словам, фонд за свои 90% акций хочет получить $2 млн.

Источник «Бизнеса», близкий к акционерам Krasair, подтвердил факт переговоров с Indigo Partners, но счел указанную сумму завышенной.

Борис Рыбак с ним согласен: «Бизнес-план и депозиты за самолеты не стоят двух миллионов». По-настоящему стоящими активами могли бы стать лицензии на маршруты, но их пока нет — сертификат эксплуатанта «Аврора» планирует получить уже после ввоза в Россию первых машин. Ожидается, что это произойдет только весной будущего года.

Тетерин говорит, что отказ Indigo Partners от проекта связан с тем, что по российскому законодательству иностранный инвестор не может владеть более 50% акций отечественного авиаперевозчика. Однако источник «Бизнеса» в авиационных кругах утверждает, что против создания благоприятных условий для lowcost авиакомпаний — не важно, российских или зарубежных,— выступили крупнейшие российские «классические» авиакомпании. В то же время Константин Тетерин сообщил, что потенциальных покупателей проекта — акционеров Krasair — интересует именно сегмент низкобюджетных перевозок. При этом если сделка состоится, low-cost компания не войдет в структуру альянса AiRUnion, а будет существовать обособленно.

«Классическим авиакомпаниям „Аврора” вряд ли составит конкуренцию»,— считает генеральный директор компании UTair Андрей Мартиросов.

По его словам, в России нет периферийных аэропортов, среди которых можно было бы выбрать самый дешевый, что немаловажно для организации низкобюджетных авиаперевозок. Кроме того, отмечает он, в нашей стране недостаточно развито пользование интернетом, с помощью которого дискаунтеры продают билеты.

В целом же, по мнению Мартиросова, если в России и появится перевозчик, который решится летать задешево, это все равно будет демпингующая компания, ну а демпинг не может продолжаться долго.

Деловая газета "Бизнес"