17.08.2005

КамАЗутра. Bдвое выросли пошлины на ввоз в Россию иностранных машин, которым исполнилось больше семи лет



ВЛАДИМИР ЦЫПИН

Правительство приняло очередное судьбоносное решение о поддержке отечественного производителя. По просьбе ведущего российского изготовителя грузовиков вдвое выросли пошлины на ввоз в Россию иностранных машин, которым исполнилось больше семи лет. Враг не пройдет, КамАЗ может праздновать победу. Так-то оно так, но в отличие от ралли Париж — Дакар, где КамАЗу действительно нет равных, российское ралли на выживание больше напоминает другой вид спорта.

Дело в том, что причиной для обращения в правительство за помощью стало не столько засилье в России иномарок, сколько постоянный перенос срока введения стандарта «Евро-2». КамАЗ потратил значительные средства, чтобы модернизировать свои машины под новый стандарт, справедливо полагая, что окажется «в рынке». Но новый стандарт по-прежнему остается вопросом будущего. Завод терпит серьезные убытки на каждой произведенной машине — если можно использовать грузовики без «наворотов», то зачем покупать усовершенствованные? И вот чтобы хоть как-то отбить потраченное, КамАЗ пошел по проторенному пути, предложив ограничить импорт старых иномарок. То, с чем долго и с упоением игрался ВАЗ, у КамАЗа вряд ли получится. Рынок не тот — среди перегонщиков старых большегрузов доля частников ничтожно мала, основная доля машин ввозится самими производителями, которые найдут способ справиться с проблемой. Кроме того, те, кто гоняет машины за границу, давно закупают грузовики под стандарт «Евро-3» или даже «Евро4» — иначе их или просто не пускают на территорию других стран, или заставляют платить ощутимые штрафы. Внутри страны люди, конечно, используют старые машины, но, как говорят специалисты, в новых условиях они скорее предпочтут МАЗ, чем будут тратить лишние деньги на «Евро-2».

Казалось бы, правительству проще вместо установки традиционных барьеров на таможне ввести несчастный стандарт, да и дело с концом.

Но здесь необходимо вспомнить про интересы еще одного игрока, который публично не высказывался против «Евро2». Еще как минимум год будет выпускаться карбюраторная классика ВАЗа, которая ни за какие уши не может быть притянута к новым требованиям.

Это 200 тыс. автомобилей в год и очень хорошие деньги.

Так что придется КамАЗу, застыв в интересной позе, подождать, когда настанет правильное время для введения стандартов. Тогда и вложения начнут отбиваться.

Деловая газета "Бизнес"