17.08.2005

Полукровки. Анализ моделей сборочного производства иномарок в России



РОМАН ГУЛЯЕВ

На фоне роста рынка иномарок все больше мировых автопроизводителей говорят о намерении построить завод в России. Тем не менее пока реально работают лишь пять проектов, которые отличаются друг от друга и формой собственности, и взаимоотношениями с производителями. Некоторые из иностранных компаний сами определяют сборочную и сбытовую политику в России, другие, наоборот, отдают это на откуп местным партнерам, существует и форма совместного предприятия, объединяющая преимущества и недостатки этих схем. «Бизнес» постарался выяснить, какой из этих проектов оказался более удачным.





Заводы по производству легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков в России
(Открывается в новом окне)

Из пяти действующих российских заводов иномарок можно выделить два, которые практически принадлежат иностранцам. Московским «Автофрамосом» на четверть владеют столичные власти: они вложили в производство земельные ресурсы и коммуникации. В свою очередь, концерн Renault самостоятельно решил, какую модель производить, а также полностью контролирует продажи и обслуживание своих автомобилей. Полностью владеет производством и завод Ford во Всеволожске.

Такая форма позволяет выстраивать систему менеджмента качества по западным стандартам. С учетом того, что клиенты, знакомые с традиционным отечественным автопромом, опасаются приобрести некачественную продукцию именно этому аспекту на заводах уделяют особое внимание. Создаются специальные подразделения, Ford даже приглашает независимых аудиторов для проверки качества автомобиля. Топ-менеджеры российского завода американской компании подчеркивают, что машина из Всеволожска никак не хуже, чем автомобиль с любого европейского завода.

СП GM-АвтоВАЗ тоже старается работать ближе к западным стандартам. Здание СП выглядит более ухоженным, чем огромные цеха соседнего АвтоВАЗа. Впрочем, основа продукции СП — Chevrolet Niva — является по сути вазовской разработкой, абсолютное большинство комплектующих идет от вазовских поставщиков.

Икак ни пытается руководство предприятия убедить общественность в качестве продукции, факты показывают обратное.

Многие дилеры в приватных беседах жалуются, что «Нивы» ломаются чаще, чем другие модели концерна GM, а автовладельцы сетуют, что Niva с крестом недалеко ушла от вазовской прародительницы. Что касается модели Viva, то она, будучи европейской разработкой, кажется участникам рынка более перспективной с точки зрения конструкции и сервиса. Пока же, как писал «Бизнес», ее проблемы заключаются в слишком высокой цене, которая пока не позволяет продажам стать массовыми.

Наконец еще два крупных игрока российского рынка сборки иномарок принадлежат российским владельцам. Каждый из них идет по своему пути.

Калининградский «Автотор» имеет контракт с тремя крупными мировыми концернами.

Отношения с BMW и General Motors у предприятия заключаются в том, что оно получает определенную сумму за крупноузловую сборку каждого автомобиля. Это выгодно и заводу, который получает доход и обеспечивает рабочие места, и его партнерам, которые с учетом налоговых льгот в свободной экономической зоне Калининградской области экономят на таможне. В то же время логистика и сбыт автоторовских BMW, Hummer, Cadillac и Chevrolet — полностью на представительствах зарубежных концернов. С другой стороны, для Kia «Автотор» является не только партнером по сборке, но и одним из дистрибуторов: компания сама реализует те модели, что производит. Впрочем, в последнее время, как уже писал «Бизнес», отношения между балтийской и корейской компаниями стали напряженными: Kia определила трех импортеров (кроме «Автотора» это «Киа-Сандол», занимавшаяся импортом несколько лет, и «Сокиа», структура нового партнера Kia по сборке группы СОК).

«Автотор» лишился права собирать бестселлер Rio, и в его гамме остаются внедорожник Sportage, а также менее популярные седан Magentis и минивэн Сarnival. Как рассказали «Бизнесу» источники на «Автоторе», новое соглашение с корейской стороной уже подписано (подробности его не раскрываются), и калининградский завод останется партнером по сборке. Но конкуренты из СОК не собираются сдавать позиции и хотят вытеснить «Автотор» с рынка сборки.

Наконец, Таганрогский автозавод, принадлежащий финансово-промышленной группе «Донинвест», работает только с одним партнером. Постепенно от одной модели Hyundai Accent предприятие перешло к сборке седана Sonata и легкого грузовика Porter. ТагАЗ, как и «Автотор», продает модели через собственную дилерскую сеть и обеспечивает более 50% продаж марки Hyundai в России. Прослеживается четкая закономерность: когда в первом квартале нынешнего года были перебои с поставками машинокомплектов, марка Hyundai занимала третье место на рынке, но когда все наладилось, вернулась на первую позицию. В этом году ТагАЗ планирует реализовать 60 тыс. автомобилей на российском рынке (с учетом импорта марка Hyundai должна приблизиться к стотысячной отметке), а общая мощность предприятия составляет 120 тыс. автомобилей.

С таким резервом в течение двух лет общий объем продаж марки можно довести до 150–200 тыс. машин в год, а это уже треть от российских продаж АвтоВАЗа.

Деловая газета "Бизнес"