19.08.2005

РЖД призывает не смешивать. Железная дорога хочет перевозить больше дорогой нефти



АННА ФИРСОВА

Федеральные ведомства пытаются выполнить наказ президента, поручившего уравнять в цене российскую нефть Urals и североморский Brent. Как уже писал «Бизнес», на рынке считают, что единственным способом достижения поставленной цели является разделение потоков дешевой «тяжелой» и дорогой «легкой» нефти. В русле этой тенденции крайне своевременно выглядит высказанная вчера инициатива ОАО РЖД, предложившего увеличить перевозки «легкой» нефти железнодорожным транспортом.

На совещании руководства РЖД в четверг были рассмотрены несколько сценариев увеличения поставок на мировые рынки западносибирской нефти Siberian Light, рассказал «Бизнесу» представитель компании Игорь Плотников. В отличие от Urals, Siberian Light не уступает качеством Brent и торгуется примерно на одном уровне с североморским сортом.

Пока экспортные перевозки компании в секторе Siberian Light ограничиваются небольшими партиями, говорит представитель РЖД Игорь Плотников. Увеличить объемы контрактов пока не удается. При существующих железнодорожных тарифах разница между перевозкой высококачественной Siberian Light в цистернах и транспортировкой ее в составе «коктейля» Urals по системе «Транснефти» не превышает 5–10%, признают в РЖД. Кроме того, сырьевики опасаются, что, отказавшись от своей квоты на прокачку сырья, они не смогут получить ее обратно. «Опасность уменьшения квот в случае неиспользования их компаниями существует,— отмечает аналитик группы компаний „Регион” Константин Гуляев.— Но если из трубы уйдут значимые объемы сырья, „Транснефть” будет более гибка в своей политике».

Пока железнодорожники проигрывают борьбу за клиента — разрыв между объемами транспортировки увеличивается в пользу трубопроводной компании. Несмотря на то что в прошлом году железной дорогой вывезено за границу 44 млн тонн нефти, или около 20% всего российского экспорта, итоги первого полугодия 2005 года показывают отрицательную динамику экспорта, констатирует Плотников.

Заманить нефтяников на «большую дорогу» РЖД может скидками на транспортировку, которые должны увеличить маржу сырьевиков до значимого размера. Однако «процесс их утверждения в Федеральной службе по тарифам занимает несколько месяцев, и благоприятная конъюнктура для заключения контракта уходит», признает представитель РЖД. Предложение компании о либерализации тарифов по тем типам грузов, где она не является монополистом, в частности нефтянке, встретило решительные возражения МЭРТ. Ведомство не исключает возможности использования перекрестного субсидирования перевозок и демпинга. Поэтому железнодорожники планируют создание дочерних компаний, которые будут заниматься перевозкой только определенных типов грузов и смогут избежать государственного регулирования своих тарифов. Обычно государство с принятием таких решений не спешит. Но теперь планы РЖД совпали с недавним заявлением президента о повышении доходов государства от экспорта нефти и, возможно, дело пойдет быстрее.

У компаний, добывающих сибирскую нефть, инициатива РЖД отклика не встретила. «У нас нет транспортных направлений, где мы хотя бы частично не пользовались трубой,— рассказал „Бизнесу” пресс-секретарь „Роснефти” Владимир Воевода.— Сохранить сибирскую нефть в чистом виде не удается, в любом случае получается Urals. С чеченской же нефтью, поставляемой в Каспийский трубопроводный консорциум, у нас мало забот, потому что там давно существуют банки качества сырья».

«Я не могу назвать ни один внутрироссийский нефтяной маршрут, завязанный исключительно на железную дорогу,— говорит Константин Гуляев.— Возможно, когда развернется добыча на восточносибирских месторождениях, объемы поставок по железной дороге увеличатся. Впрочем, не факт, что при работе трубопровода Тайшет—Находка в полную силу железнодорожные мощности будут востребованы».

Деловая газета "Бизнес"