19.08.2005

Полет в рассрочку. UTair начинает продажу билетов в кредит



ИРИНА МОКРОУСОВА

Авиакомпания UTair и банк «Ренессанс Капитал» представили на Московском авиасалоне новый для рынка авиаперевозок продукт— потребительское кредитование покупки авиабилетов. Такой кредит сроком на 10 месяцев можно будет оформить в кассах авиакомпании, а процентная ставка по кредиту не превысит 10%. Участники рынка сомневаются в успехе этого экзотического продукта.

Как рассказал генеральный директор авиакомпании UTair Андрей Мартиросов, в четверг было подписано соглашение о сотрудничестве с банком «Ренессанс Капитал». Согласно ему, пассажиры авиакомпании получат возможность покупки билетов на рейсы UTair в кредит. «Если сегодня в кредит можно купить сотовый телефон стоимостью 3 тыс. руб., то почему бы не продавать в кредит авиабилеты,— пояснил „Бизнесу” Мартиросов.— К тому же стоимость авиаперелетов из городов Ханты-Мансийского округа в Москву и на юг России достаточно высока».

Президент банка «Ренессанс Капитал» Екатерина Новокрещеных сообщила «Бизнесу», что совместно с UTair разрабатывается несколько кредитных продуктов в зависимости от маршрута. Кредит можно будет оформить в кассе UTair, внеся первоначальный платеж в размере от 10% до 30% от стоимости авиабилетов. Кредит по ряду направлений для пассажиров будет бесплатным, поскольку процентную ставку будет субсидировать сам перевозчик. Но в целом же, по словам Новокрещеных, покупка авиабилета в кредит обойдется клиенту дороже максимум на 10%.

Обкатка новой услуги начнется 15 сентября в ключевых для UTair городах: Тюмени, Сургуте и Москве. В последующем, говорит Мартиросов, программа кредитования распространится и на другие регионы, из которых авиакомпания выполняет рейсы. Тем самым перевозчик рассчитывает увеличить пассажиропоток.

В 2005 году UTair планирует перевезти около 2 млн чел.

Представители других авиакомпаний по-разному оценивают перспективы этого проекта.

«Это очень интересная схема. Раньше она не применялась, поэтому оценить ее эффективность сложно,— считает директор по корпоративным продажам авиакомпании „Сибирь” Сергей Лаврентьев.— Но можно уверенно сказать, что пассажиропоток UTair, безусловно, вырастет».

В «Аэрофлоте», напротив, сомневаютсяв необходимости введения такой программы.

«Действительно, сейчас в России наблюдается кредитный бум. При этом можно понять, если в кредит покупается, скажем, стиральная машина, но авиабилет не является предметом первой необходимости»,— считает руководитель прессцентра «Аэрофлота» Ирина Данненберг. По ее словам, «Аэрофлот» ничего подобного не планирует, и таких возможностей пока не изучал.

Банкиры в свою очередь не уверены в перспективе этого начинания. Источник в банке, входящем в top-10 лидеров рынка потребительского кредитования, отметил, что чаще люди расплачиваются за авиабилеты кредитными картами, привязанными к совместным бонусным программам авиакомпаний и банков-кредиторов. «Трудно представить, что даже дешевые кредиты на авиабилеты будут востребованы и это будет интересно банкам. В России даже туристическое кредитование развито плохо»,— отмечает он.

А представитель банка Home Credit & Finance Bank отмечает, что на более развитом чешском рынке, где активно работает группа банка (PPF), подобного вида кредитования не существует. По его словам, наиболее распространенные виды кредитования, в рамках которых можно получить кредит на покупку авиабилета, это кредит на неотложные нужды или кредитование на туристические поездки (в стоимость которых входит и авиабилет). Насколько перспективным будет новый вид кредитования в России, покажет время, добавляет он.

Деловая газета "Бизнес"