19.08.2005

Бразилия приглашает Россию в самолет



ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ

Как стало известно «Бизнесу», один из лидеров мирового авиастроения бразильская компания Embraer предложила России создать совместное предприятие по сборке в нашей стране самолета для местных авиалиний ERJ-145. Переговоры об этом прошли вчера в рамках салона МАКС-2005 между руководителем Федерального агентства по промышленности Борисом Алешиным и президентом Embraer Маурисио Новисом Ботелью. Проблема, однако, в том, что у этого проекта есть не только законодательные и экономические, но и серьезные политические ограничения.

Сборку ERJ-145 бразильская сторона предлагает организовать в два этапа: на первом самолеты в России будут собираться из узлов и компонентов, импортированных из Бразилии; на втором производство целиком предполагается осуществлять в нашей стране. Для реализации проекта Embraer намеревается создать СП, в котором 51% оставит за собой, а 49% передаст российским авиастроителям. По словам Маурисио Ботелью, компания Embraer уже имеет ряд подобных СП за рубежом, в частности, в Китае. «Поскольку речь идет не о совместном, а о чисто бразильском продукте, который будет лишь собираться в России,— объясняет Ботелью,— вполне логично, что мы хотим иметь контроль».

В этом как раз и состоит главная проблема: согласно российскому законодательству, зарубежные инвесторы не могут владеть более 25% акций авиастроительных предприятий. Борис Алешин считает, впрочем, что выйти из этого тупика можно, подписав межправительственное соглашение, которое может снять существующие ограничения на участие иностранного капитала в российском авиапроме. «Ведь очевидно, что к нам никто не пойдет с такими ограничениями на инвестиции»,— говорит он.

Такое соглашение заключить действительно можно, однако аналитики спорят, стоит ли это делать в принципе. С одной стороны, конкуренции российским самолетам «бразилец» не составит. «Речь идет о реактивном самолете максимум на 50 мест,— говорит Алешин.— Мы такие не разрабатываем. У нас есть турбовинтовые самолеты на 54 места Ил-114 и Ан-140, но все они дрейфуют в сторону большей размерности.

Поэтому этот самолет никак не „наезжает” на наш модельный ряд». С этим согласен заместитель директораЦентра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко: «Конфликта с российскими интересами у этого проекта действительно нет»,— говорит он. Однако Макиенко полагает, что ниша самолетов для местных авиалиний должна быть отдана не бразильскому ERJ-145, а украинскому Ан-140. «В этом случае необходимо сотрудничать с украинцами и не создавать конфликт там, где его можно избежать,— считает он.— Я, например, против Ан-148, потому что есть подобный российский проект, и здесь нужно бороться с ними и жестко их выкидывать с российского рынка. Но в целом Украина — более предпочтительный партнер, чем Бразилия».

Тем более что Ан-140 еще и дешевле бразильского аналога.

«ERJ-145 априори дороже, и это важно с точки зрения потребителя,— говорит Макиенко.— Рынок местных воздушных линий был хорошо развит во времена СССР, но сейчас никто не будет летать на 500 км.

Тот, кто может себе позволить дорогой билет на самолет, имеет машину и на ней доедет так же быстро. А кто не может себе позволить авиабилет, поедет на поезде». Иными словами, рынок самолетов для местных воздушных линий в России слишком мал, чтобы развивать такой проект.

Все за и против должна взвесить рабочая группа Роспрома.

Борис Алешин рассчитывает, что конкретный проект сотрудничества с Embraer будет готов к октябрьскому визиту в Россию президента Бразилии Луиса Инасио Лулы да Силва.

Деловая газета "Бизнес"