23.08.2005

Ростовщики консолидируют рынок. Сетевые ломбарды вытесняют одиночных игроков



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ


Московский рынок ломбардов близок к насыщению. Сейчас в столице работает около 250 подобных заведений с оборотом в $200-220 млн. Участники рынка уверены, что наступает время сетевых ломбардов, которые смогут не только предложить невысокие проценты по кредитам, но и расширить заемный ассортимент.
Столичный рынок ломбардов за последние пять лет вырос на 50%: сейчас в Москве около 250 точек, которые ежемесячно выдают кредитов на 500 млн руб. На долю Москвы приходится примерно 13% российского рынка. По словам руководителя департамента консалтинга и продаж "Магазина готового бизнеса" Владимира Ермолаева, рынок растет на 10-15% ежегодно.
Сейчас столичный рынок консолидирован всего лишь на 30%. Среди наиболее известных столичных сетей: "Ваш ломбард" (25 ломбардов в московском регионе), ГУП "Мосгорломбард" - 13, "Кредитникъ" - 10, ФПГ "Драгоценности Урала" (московское представительство) - 7, "Столичный ломбард" - 6.
У владельцев ломбардов существует два источника доходов: проценты по кредитам (основной источник дохода) и продажа вещей. Ставки кредита могут быть как фиксированными, так и плавающими. В среднем они составляют 4-16%, при этом могут достигать 22%. Кроме этого, по окончании срока залога плюс льготный месяц вещь может быть продана. По словам президента некоммерческого объединения "Лига ломбардов" и гендиректора "Вашего ломбарда" Михаила Унксова, количество невыкупленных вещей составляет примерно 6-7%.
Самая распространенная специализация ломбардов - драгметаллы, на их долю приходится 90%. Подобная ситуация объясняется тем, что содержание таких ломбардов не требует серьезных затрат, а их площадь обычно не превышает 100 кв. м.
Одна из главных проблем ломбардов - не лучшая репутация: их связывают с криминальным сектором. "И это при том, что мы всегда фиксируем паспортные данные, ведем историю каждого клиента и готовы сотрудничать с правоохранительными органами",- жалуется один из участников рынка.
Недостатков у ломбардов много, в том числе и долгая окупаемость (полтора-два года). Привлекает в основном невысокая сумма входа. По словам Унксова из "Вашего ломбарда", первоначальные инвестиции составляют $30-40 тыс., еще около $25 тыс. необходимо вовлечь в оборот в течение года. "Если в течение полутора-двух лет ломбард не окупился, то вряд ли он станет успешным",- говорит Михаил Унксов. Он объясняет это тем, что источником дохода ломбардов являются постоянные клиенты. "Если этот контингент сформирован, то он обеспечит постоянные доходы",- отмечает Унсков.
Наличие постоянной клиентуры объясняется месторасположением ломбардов, наиболее привлекательными для которых являются жилые кварталы. Однако участники рынка говорят, что таких мест осталось немного. "Выживать будут сетевые ломбарды, которые смогут снизить процентные ставки, а также расширить закладной ассортимент",- считает замгендиректора сети ломбардов "Меридиан 2М" Надежда Бабина. В пример она приводит западные страны, где под залог берут даже предметы домашнего обихода. Соглашается с ней аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков, добавляя, что сети тратят серьезные деньги на маркетинг, чего не могут позволить себе независимые ломбарды.
В том, что независимым участникам непросто работать, признают и их владельцы. "Банки не кредитуют единичные ломбарды, рассматривают возможность выдачи кредита при условии владения еще несколькими точками",- жалуется директор ломбарда "Ассиан 1" Надежда Васина.


Деловая газета "Бизнес"