25.08.2005

Старое желтое такси



ИВАН МАЦАРСКИЙ

25 августа 1910 года в Нью-Йорке была основана знаменитая компания Yellow Cab. Эта таксомоторная фирма впервые сделала такси массовым и общедоступным видом транспорта, создав и отработав основные схемы ведения этого бизнеса.
Основателем здравствующей и по сей день компании стал гуру автомобильного бизнеса Джон Дэниэл Херц, более известный как отец знаменитой прокатной фирмы. В молодости он мечтал стать спортивным журналистом, однако карьера репортера не сложилась и он стал продавать автомобили. В начале XX века это был довольно рискованный бизнес - дилер закупал авто прямо на заводе и продавал их на свой страх и риск без какой-либо поддержки производителя. Но при удачном стечении обстоятельств это занятие приносило ощутимую прибыль.
Херцу удача сопутствовала, и буквально за год он сумел развить свой бизнес до очень высокого уровня. Конкурентов, однако, с каждым днем становилось все больше, и молодой бизнесмен начал искать ходы для привлечения и удержания клиентов. После недолгих раздумий он предложил схему, которой сегодня пользуются все автодилеры, а именно систему trade in (обмен старой машины на новую с доплатой).
Услуга сразу пришлась по вкусу клиентам, оборот компании рос как на дрожжах, а солидный парк подержанных машин было решено превратить в самый дешевый в стране таксопарк. До Херца продажа новых авто, скупка подержанных и служба такси были тремя совершенно не пересекающимися видами бизнеса, и он первым догадался замкнуть их в единый цикл. Успеху таксомоторов Yellow Cab во многом способствовал прирост количества личного транспорта, что очень скоро привело к нехватке парковочных мест в крупных городах. Это давало неоспоримое преимущество для такси - схема "пришел-увидел-подхватил" работала быстро и многие предпочитали пользоваться такси вместо долгих поисков свободного места. Работе с персоналом также уделялось повышенное внимание - все шоферы были вежливыми и аккуратными, что весьма импонировало клиентам, к тому же их мастерство постоянно оценивалось и совершенствовалось на специальных курсах.
Владелец Yellow Cab опередил свое время и в маркетинговых ходах, направленных на привлечение клиентов. Он обещал клиентам бесплатную поездку в случае опоздания такси более чем на 10 минут. Шаг был рискованным, однако мастерство водителей и отличное знание города позволяли им опаздывать крайне редко, а если уж это и случалось, то свою бесплатную поездку пассажир всегда получал беспрекословно. Ну а самым заметным и удачным нововведением Херца стал желтый цвет такси, что и отразилось в названии компании. Во времена диктата фордовских авто, создатель которых признавал исключительно черный цвет, веселая раскраска машин Yellow Cab привлекала внимание голосующих пассажиров на серых улицах городов, а маркетинговая подоплека этого хода считалась очень дерзкой и агрессивной.
Херц первым внедрил в массовое использование и главный атрибут любого такси - таксометр. Он отошел от схемы, когда водитель ежедневно сдает определенную сумму, а все, что выше нее, оставляет себе. Сделано это было как для лучшего контроля финансовых потоков, так и для привлечения клиентов, которые всегда знали, на какую сумму рассчитывать.
Несмотря на то что первое такси появилось в Лондоне, именно американец Херц может по праву считаться создателем той системы такси, которой сегодня пользуются во всем мире. В 1923 году он довел эту систему до совершенства и стал развивать другой вид автобизнеса - прокатный.



Деловая газета "Бизнес"