26.08.2005

Изобретатель дырки в земле



ИВАН МАЦАРСКИЙ

26 августа 1859 года никому не известный проводник поездов Эдвин Дрейк совершил то, что вскоре перевернуло всю промышленность и даже историю развития человечества. В этот день он закончил бурение первой в мире нефтяной скважины.
На североамериканском континенте нефть была известна задолго до этого дня. Еще местные индейцы собирали ее с поверхности озер, однако метод ее использования был далек от сегодняшнего - ее считали лекарством. По легенде, этим полезным ископаемым воспользовался и Авраам Линкольн, облегчив боль в суставах измученным долгим походом солдатам.
Чудодейственное средство, разумеется, не могло не привлечь внимания бизнесменов. В 1854 году была основана Пенсильванская нефтяная компания, арендовавшая 12 тыс. акров земли для добычи нефти с озер и источников. Первый нефтеперерабатывающий завод представлял из себя ангар, в котором нефть разливали в бутылки и приклеивали к ним этикетки с надписью "Универсальное средство от всех болезней". Капитал компании вскоре достиг внушительных $500 тыс., однако нефтяники столкнулись с кризисом перепроизводства: фармацевты просто не могли потребить столько чудодейственного средства.
Руководство компании догадывалось, что нефть можно использовать и другими способами, и объявило тендер на нахождение этих способов. За гонорар в 526 долларов 8 центов некий профессор Йельского университета определил, что "лампа, в которой используется полученная из нефти жидкость, дает больше света, чем любая известная ранее, светит ровнее, а неприятный запах отсутствует". Это открытие стало, пожалуй, вторым по важности после изобретения колеса.
Для развития нового направления Пенсильванская компания и наняла бывшего проводника Эдвина Дрейка, не имевшего вообще никакого опыта работы с нефтью. Главным достоинством нового сотрудника было удостоверение, которое он "забыл" сдать после увольнения с этой почетной должности - прижимистые нефтяники хотели сэкономить на транспортных расходах командировочного сотрудника.
Приступив к своим обязанностям в Тайтесвилле и понаблюдав за адским трудом по сбору нефти, Дрейк сделал революционное предположение о том, что на поверхность выходит лишь малая доля нефти, а основные ее запасы находятся под землей. За это его тут же причислили к разряду сумасшедших - ведь в то время каждому было известно, что нефть сочится из обыкновенного угля. Чтобы доказать свое предположение, Дрейк и решил пробурить скважину. После окончания этой нелегкой работы мнение о нем сразу переменилось и нефть потекла ручьями.
Правда, Дрейк не додумался обустроить резервуар для нефти и первое время наполнял ей любые попадавшие под руки емкости. Это и привело к беде - случайная искра уничтожила его месторождение и полгорода в придачу. После этого Эдвин Дрейк переехал в Нью-Йорк, где вскоре стал заметной фигурой на Уолл-Стрит как первый маклер, специализирующийся на нефти, и стал отцом нефтяной лихорадки. В то время нефтяной бизнес еще был крайне неустойчив из-за постоянных пожаров и сохраняющегося кризиса перепроизводства. Несмотря на это Эдвин Дрейк продолжал постоянную игру на повышение, что и привело его к тотальному разорению. От нищеты его спасла только слава основателя и популяризатора новой отрасли промышленности: правительство Пенсильвании решило выделить ему пожизненную пенсию в размере $1,5 тыс. в год. После его смерти в 1880 году на нефти стали зарабатывать уже огромные деньги. Среди пионеров "нефтянки" был и Джон Рокфеллер, который еще в конце 50-х годов приезжал к Дрейку посмотреть, как добывают нефть.


КоммерсантЪ