29.08.2005

Google становится великой и ужасной



ДЖО ЛОРИЯ (JOE LAURIA)

Когда Google в 2004 году объявила о своем намерении стать публичной компанией, многие из ее поклонников-хиппи испугались, что нравы Уолл-стрит нанесут непоправимый ущерб ее культуре.
Сейчас прошел ровно год с момента выхода на биржу. Из любимой компании Силиконовой долины Google превратилась в одну из самых устрашающих. Этому немало способствовало то, что зависть - чувство, свойственное творческим людям в той же мере, что и всем остальным.
По мнению критиков и традиционно приверженных анархизму обитателей Силиконовой долины, Google сменяет Microsoft в роли гиганта, губящего предпринимательский потенциал Долины, одновременно жертвуя собственной культурой. Ранее в этом году Билл Гейтс сообщил журналу Fortune, что Google похожа на Microsoft больше, чем любая другая компания земного шара. Успех Google вынудил Гейтса разработать поисковую систему Microsoft.
Google начинала как никому не известная компания, которой предстояло сделать невозможное, и это ее закалило. Справляться с препятствиями вошло у нее в привычку. Корпорация в одночасье превратилась из самого что ни на есть аутсайдера в могущественного инсайдера, из поборника антикорпоративной культуры, подотчетного лишь самому себе,- в быстро растущую компанию, вынужденную осваивать корпоративные принципы, поскольку у нее есть акционеры.
Эти инвесторы вложили в компанию миллиарды, что позволило инициировать множество проектов и сделать Google чем-то большим, чем главная компьютерная поисковая система. Кроме того, компания привлекает лучшие таланты Силиконовой долины для работы над своими проектами.
Похоже, первое IPO не принесло ей достаточно средств (акции Google сейчас идут по $200), и в этом месяце компания заявила о дополнительной эмиссии 14 млн акций, чтобы увеличить свои трехмиллиардные резервы еще на $4 млрд. Возможные проекты освоения этих средств включают систему онлайн-платежей, национальную сеть Wi-Fi и услуги мобильной связи.
Свое последнее вторжение Google осуществила в области интернет-телефонии. Представление на прошлой неделе Google Talk, системы голосовой связи через интернет (VoIP), заставило СМИ отчасти в шутку, отчасти всерьез задаваться вопросом, как скоро Google завладеет миром.
Без сомнений, компания привлекла к себе внимание Skype, мирового лидера в сфере VoIP, у которого около 2 млн клиентов. За день до объявления Google Skype опередила ее, представив свою новейшую программу, которая упрощает использование ее системы до невообразимой для Google степени. Сохранение передовых позиций может только повысить привлекательность компании как объекта поглощения для Google.
Вероятно, Google предстоит узнать то, что известно большинству крупных корпораций: быстрее - и в конечном счете дешевле - купить разработчика привлекательной технологии, нежели пытаться разработать ее самим.



Деловая газета "Бизнес"