29.08.2005

Антидиабетический проект. Польская компания «Биотон» заложила фундамент инсулинового завода



Гендиректор российско-польского ОАО «Биотон-Восток» Тадеуш Жепецке сообщил, что компания приступила в Орле к строительству первого в России завода по производству инсулина. Инвествложения составят 20 млн евро. По словам господина Жепецке, компания рассчитывает занять до 20% отечественного рынка инсулина, на котором сейчас представлены лишь западные производители. Впрочем, по мнению аналитиков, польская фирма «Биотон» мало известна на мировом рынке и конкурировать с известными брэндами ей будет тяжело.

В 1989 году Минздрав СССР запретил производство «свиного» инсулина (в связи с его низким качеством) и принял решение о переходе на генноинженерный инсулин, производимый на тот момент только за рубежом. До настоящего времени отечественный инсулиновый рынок был поделен между тремя мировыми производителями – Novo Nordisk (50,7% мирового рынка), американской Eli Lilly (31,6%) и франко-германской Sanofi Aventis (16,1%). В России выпуск так называемого человеческого инсулина освоить не удалось. Дорогостоящие технологии производства и большая конкуренция за бюджетные средства (инсулин выдается бесплатно больным сахарным диабетом за счет государственных средств) приводили к провалу всех попыток российского бизнеса выйти на рынок.

Например, на проект «Русский инсулин» по строительству инсулинового завода в Майкопе, инициированный федеральными властями в 1994 году, было «брошено» 60 млрд рублей и $6 млн. Однако предприятие так и не было возведено, но «русский инсулин» загадочным образом появился в аптеках. А в 2001 году датская компания Novo Nordisk после трех лет сотрудничества с компанией «Ферейн» известного бизнесмена Владимира Брынцалова в ходе длительных судебных разбирательств расторгла соглашение с компанией по причине несанкционированной передачи «Ферейном» третьим лицам прав на использование объектов интеллектуальной собственности.

В нынешнем году в России было заявлено сразу два проекта по строительству инсулиновых предприятий. На инвестиционной ярмарке в Орле, которая состоялась в начале июня, при участии губернатора Егора Строева был заложен первый камень в строительство российско-польского предприятия «Биотон-Восток». Учредителем российской фирмы выступила польская компания «Биотон». Как объявили инвесторы, с введением в эксплуатацию завода они намерены захватить около 20% российского рынка инсулина.

А 22 июня между российской фармацевтической компанией «Биотэк» и китайской корпорацией Tonghua Dongbao Pharmaceutical Company (2,5% китайского или 0,06% мирового рынка) было подписано соглашение о строительстве в России предприятия, которое будет производить инсулиновые препараты из субстанции, поставляемой компанией Dongbao. При лобби члена Совета Федерации Бориса Шпигеля (бывшего руководителя «Биотека») предприятие намерены строить в Пензе. Как ожидается, его производственные мощности рассчитаны на выпуск 12 млн флаконов инсулина в год (30% российского рынка), а объем инвестиций составит $20 млн.

Вчера гендиректор ОАО «Биотон-Восток» Тадеуш Жепецке сообщил, что компания уже завершила в Орле строительство фундамента нового предприятия, затраты польской компании уже составили около 1 млн евро, а всего «Биотон» (за счет кредитных ресурсов) намерен потратить 20 млн евро. По словам господина Жепецке, для «Биотона» орловское предприятие станет первым российским проектом (в СНГ продукция «Биотона» представлена в Белоруссии и на Украине), а Орловская область была выбрана из-за «наиболее выгодных условий вложения инвестиций» – в частности, минимизации административных барьеров и налоговых льгот. Как сообщил Тадеуш Жепецке, уже осенью в трех российских клиниках продукция польской компании пройдет испытания, а российские власти примут решение о «допуске» польского инсулина на рынок. Он уверен, что российско-польское предприятие не постигнет участь предшественников, провал которых объясняется их «непрофессионализмом».

Между тем руководитель отдела исследований центра маркетинговых исследований «Фарм-эксперт» Давид Мелик-Гусейнов оценил планы польской компании по завоеванию 20% российского рынка как «очень долгосрочный проект». По его словам, польская фирма мало известна на мировом рынке, о качестве ее продукции тоже ничего неизвестно и поэтому конкурировать с общеизвестными лидерами, давно присутствующими в том числе и на российском рынке, ей будет тяжело. Однако, по мнению аналитика, многое в работе нового игрока будет зависеть от того, какой сегмент рынка для продвижения своей продукции он выберет. «Если «Биотон» намерена распространять инсулин через розницу, тогда ей придется хорошо продумать систему маркетинга, а если изберет больницы, сотрудничество будет строиться на рукопожатии», – считает Давид Мелик-Гусейнов.

По мнению участников рынка, заявляя подобный проект на столь «проблемном» рынке, компания должна быть «подстрахована» мощным лобби со стороны федеральных властей. И в этом плане перспективы российско-китайского проекта выглядят более успешными. // ТАТЬЯНА КАРАБУТ

КоммерсантЪ