31.08.2005

Сборная России проигрывает на своем поле. Московский автосалон подчеркнул конкурентное отставание отечественного автопрома от иностранного



РОМАН ГУЛЯЕВ

Закончившийся в воскресенье московский автосалон MIMS-2005 подчеркнул тенденции, которые сейчас проявляются на российском авторынке. Даже по числу новинок российские автопроизводители не смогли переиграть многочисленных иностранцев.

Ранее московский автосалон славился тем, что на нем постоянно случались премьеры от традиционных отечественных легковых автопроизводителей.

На сей раз статус новинок в легковом секторе можно было присвоить только мелкосерийным и нишевым моделям, которым к тому же не гарантировано попадание на конвейер.

Во-первых, за год, прошедший с предыдущего MIMS, количество российских легковых брэндов сократилось с пяти до четырех - в небытие ушла марка "Иж". Ижевский завод, впрочем, на выставке был представлен, но уже с новой продукцией - Kia Spectra. Кроме этого, напомним, на предприятии собираются автомобили классического семейства АвтоВАЗа - ВАЗ-2104 и ВАЗ2106. Концептуально эти модели восходят к Fiat-124 - в следующем году исполнится 40 лет с начала его производства.

Во-вторых, оставшимся маркам, судя по всему, пока похвастаться нечем. За исключением УАЗа. На стенде Ульяновского завода был представлен новый внедорожник Patriot, прототип которого, впрочем, уже "засвечен" на московских и питерских автосалонах. Как уже писал "Бизнес", в августе началось его серийное производство. Patriot построен частично с использованием узлов и агрегатов действующих моделей завода, с другой стороны, 20% его комплектующих, в частности коробка передач, сцепление, рулевое управление, панель приборов,- импортные.

Цена автомобиля - 400 тыс. руб. в базовой комплектации- говорит о том, что машина уже выбилась из традиционного для отечественных автомобилей сегмента до $10 тыс.

Рядом с Patriot на стенде УАЗа стояли две модели - наследницы легендарной "буханки", построенные на базе все того же Patriot. Пассажирская версия называется Minivan, а грузовая - Combi.

Пока, правда, это лишь концепт-кары, решение о производстве этих машин еще не принято, оно может появиться до конца года. Правда, если брать за основу цену Patriot, то минивэну и маленькому грузовику от УАЗа (они должны быть дороже "прародителя") придется конкурировать уже с иномарками, в частности Citroen Jumpy/Jumper, Ford Transit, Renault Trafic, Volkswagen Transporter. Единственным преимуществом отечественного продукта в этом случае может стать лишь наличие полного привода.

Остальные же российские заводы, не представив ничего нового, показали разработки и вариации на основе действующих или уже представленных моделей. Так, на стенде АвтоВАЗа особое внимание уделялось универсалу на базе Lada Kalina и его мотору. Это двигатель объемом 1,4 л и мощностью 90 л. с.- при тех же показателях, что и устанавливаемый сегодня мотор 1,6 л, он имеет меньший литраж. По словам главного конструктора АвтоВАЗа Владимира Губы, у этого двигателя на 10% меньше механических потерь, чем у сегодняшних моторов. А как отметил председатель совета директоров Владимир Каданников, он при этом еще и менее токсичен и более экономичен - расход топлива снижен на литр на 100 км/ч. В серию этот мотор планируется запустить в следующем году.

Ближайшее будущее АвтоВАЗа, судя по стенду на выставке, связано с моделью Priora, представляющую собой фактически рестайлинговую "десятку". Начало выпуска этой модели - она была представлена в кузове седан и хэтчбек - запланировано на следующий год. А в 2009 году АвтоВАЗ обещает выпустить сразу две новых модели - классов В (по всей вероятности, она будет меньше Kalina, которая позиционируется как городской автомобиль) и С.

До середины этого года АвтоВАЗ также владел заводом СеАЗ, выпускающим в подмосковном Серпухове автомобили "Ока". Сейчас предприятие перешло под контроль самарской компании "Автоком". В ближайшее время оно начнет производство машины под тем же брэндом, но с китайским мотором от Chery.

Цена автомобиля с ним вырастет до $4 тыс. (сейчас машина в розницу стоит 87,8 тыс. руб.- $3 тыс.), в то же время при объеме двигателя в 0,8 л мощность вырастает с 36 до 52 л. с. Причем этот двигатель отвечает нормам "Евро-2", что в случае долгожданного принятия правительством технических регламентов должно продлить жизнь "Оки" на конвейере. Однако будущее модели туманно. В таком виде она сможет производиться лишь до 2008 года, а постановкой на конвейер обновленной версии СеАЗ, похоже, заниматься не будет. Так с автомобильной карты России может исчезнуть еще один легковой брэнд.

ГАЗ также всеми силами пытается остаться в легковом сегменте. Разработана следующая итерация знакомой "Волги" ГАЗ-3110. Очередная модернизация, по уже установившейся на нижегородском заводе традиции, коснулась некоторых элементов интерьера и экстерьера - заднего бампера, решетки радиатора, панелей салона. Кроме того, со следующего года помимо двигателя ЗМЗ можно будет выбрать силовой агрегат от DaimlerChrysler - как уже писал "Бизнес", после конфликта с основным поставщиком моторов в январе нынешнего года ГАЗ заключил контракт о поставке двигателей DaimlerChrysler.

Тогда представители предприятия говорили, что этот мотор дороже аналогичного агрегата ЗМЗ на $200.

Однако, насколько вырастет цена новой "Волги" благодаря американскому двигателю, на стенде ГАЗа ответить так и не смогли.

При этом на ГАЗе понимают, что доля компании на легковом рынке- сейчас она оценивается в 4% - имеет тенденцию к уменьшению, потому хотят выйти в сегмент внедорожников. В очередной раз на стенде завода можно было увидеть джип ГАЗ-3106 - в том числе в комплектации VIP. Кроме того, ГАЗ демонстрировал внедорожник Mahindra с двигателем Renault- сейчас на заводе изучают возможность его производства.

Экспозиция отечественных производителей легковых автомобилей оказалась самой блеклой за последние годы. В отличие от мировых автомобильных компаний российские старались выкатить на подиум автосалонов максимум будущих новинок, до запуска которых в производство проходили годы.

На сей раз даже "концептов" было минимальное количество - новизна сводилась к улучшению действующих моделей. С учетом рыночных успехов иностранных автопроизводителей и, наоборот, стагнации российских можно делать вывод, что постепенное замещение отечественных машин иномарками (как импортными, так и российской сборки) в среднесрочной перспективе будет продолжаться.

Деловая газета "Бизнес"