02.09.2005

Военных призывают раскрыть карты. МЭРТ, МИД и Минтранс против Министерства обороны



ПАВЕЛ МОРОЗ
МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ


Минэкономразвития, МИД и Минтранс направили Владимиру Путину письмо, по сути, призывающее его воздействовать на военных и открыть наконец российское пространство для точного картографирования. Несмотря на нынешнюю доступность любой информации в интернете и на пиратских дисках, Министерство обороны продолжает ограничивать для "гражданских" возможность точного определения координат объектов в стране. Тем самым оно создает серьезные помехи не только коммерческому развитию систем навигации, но и составлению подробного земельного кадастра и даже просто обеспечению безопасности перевозок.
Уникальность послания в том, что впервые официально названа проблема, долгое время тормозящая развитие российского рынка телекоммуникаций, и впервые открыто звучит призыв к президенту, покровительствующему всему, что связано с военными, вмешаться в ситуацию и обозначить свою позицию.
"Необходимо перейти от системы защиты всей территории страны к системе защиты только тех объектов, сведения о пространственном положении которых составляют государственную тайну",- предлагают министры в письме. Глава МЭРТ Герман Греф, министр иностранных дел Сергей Лавров и министр транспорта Игорь Левитин обращают внимание президента на то, что существующие еще с советских времен секретные перечни, запрещающие определять координаты объектов с точностью до 30 м, уже не способны защитить стратегические объекты. Для космических средств разведки, которые с точностью до метра определяют объекты, в том числе и секретные, на территории нашей страны, отсутствие точных карт отнюдь не помеха.
Картографированием занимается военно-топографическое управление Генштаба, а также Роскартография, которая вместе с госфондами карт гражданского применения предлагает продукт куда менее точный. В ведении Минобороны относятся карты военного назначения, большинство из которых до сих пор не доступно для открытого пользования. К тому же большая часть картографической базы не оцифрована. В результате процветает пиратский бизнес: западные карты "в цифре" на любом развале продаются по 500 руб. за штуку. Также их можно совершенно бесплатно скачать из интернета, что и делает подавляющее большинство пользователей систем спутниковой навигации.
"В настоящее время в России сложилась ситуация, когда действующее ограничение на точность определения координат объектов, подлежащих засекречиванию, является сдерживающим фактором развития целого ряда отраслей",-- говорится в письме. В частности, необоснованная секретность препятствует развитию транспорта, связи, геодезии, картографии и других сегментов, "что приводит к убыткам в экономической сфере и непосредственно отражается на возможности выполнения Россией в полном объеме положений международных договоров и соглашений по безопасности морских и воздушных перевозок".
Несмотря на то что сохранение режима секретности уже давно потеряло актуальность, военные продолжают цепляться за нормативы прошедших времен. Объяснение простое: если ведущие мировые державы сделали ставку на коммерческое использование точной картографии, в первую очередь в навигации GPS, то в России основной акцент делается на государственную программу ГЛОНАСС, создаваемую под военных и финансируемую из государственного бюджета. Сегодня в состав ГЛОНАСС входят 14 спутников, но для создания непрерывного сигнала нужно минимум 18. Такого количества спутниковая группировка достигнет, как предполагается, к 2008 году, и этих спутников хватит для создания космического "ядерного зонтика". Но чтобы оказывать услуги гражданского характера, число спутников нужно довести до 24. Так что о создании системы ГЛОНАСС, способной работать на "гражданку", можно говорить лишь после 2011 года.
Военные не спешат раскрывать карты, тем самым создавая благодатную почву для черного рынка навигационных услуг. Есть спутники, есть навигаторы, но нет точных карт,- и эту нишу заполняют более 100 фирм, действующих в России на грани закона. Точные карты на DVD приходят с американских спутников, позиционирование на местности достигается через предоставление услуг спутникового сопровождения. Профильные министерства вряд ли имеют полное представление о том, как эти составляющие российского гражданского рынка навигации взаимодействуют между собой. Да и оценки оборота этого рынка весьма размыты: от $15 млн до $50 млн в 2005 году. Такой разброс объясняется закрытостью бизнеса спутниковой навигации. Мелкие компании, которых на рынке большинство, не спешат обнародовать данные о своих продажах, хотя и говорят об уверенном росте спроса на услуги GPS-навигации.
Письмо министров скорее всего не будет иметь серьезного коммерческого результата, если говорить о становлении отечественного рынка навигации: как уже указывалось выше, ГЛОНАСС сможет предложить услуги "гражданке" в лучшем случае через пять-шесть лет. Но предоставив точные карты сейчас, можно вывести большую часть "серого" сегмента этого рынка на свет, пусть и ценой обеспечения преимуществ американскому стандарту GPS. В данном случае приходится выбирать между доходами в бюджет и перспективами конкурентной борьбы за важный рынок.


Деловая газета "Бизнес"