02.09.2005

"Информбюро" публикует результаты первого этапа исследования "Российский рынок туристических услуг"



Российский рынок туристических услуг, в отличие от европейского, начал свое развитие сравнительно недавно. В ходе его формирования многие фирмы разорились и исчезли с туристического небосклона, не выдержав жесткой конкуренции. Оставшиеся развивались и укрупнялись, и на сегодняшний день в нашей стране существует ряд компаний, имеющих значительный вес в данном сегменте рынка.

Но говорить о конкретных цифрах объема российской туриндустрии сложно, так как официальной статистики не ведется. Однако, как считают аналитики "Информбюро", можно с уверенностью утверждать, что с каждым годом эта цифра увеличивается. Так в ходе проведенного исследования было выявлено, что в 2003 году на "выездной" туризм россиянами было потрачено около $11,2 млрд., а в 2004 г. уже $12,9 млрд. Таким образом, только в прошлом году рост составил 15%.

По данным "Информбюро", на сегодняшний день в России около десятка крупнейших туроператоров, работающих на рынке более 10 лет. Среди них "Натали-Турс", "Пакс-Групп", "Инна-тур", "Мостревел", "Диптур", "Корал Тревел", "Ланта-тур", "Пегас Туристик". Наиболее крупные туроператоры не работают с частными клиентами, а осуществляют продажу своих туров через агентскую сеть. Самые крупные агенты по продаже туристических услуг - сетевые турагентства "Магазин горящих путевок", "Куда.ру", который входит в холдинг "Туральянс", сеть агентств пляжного отдыха "Велл". В настоящее время широкое развитие получили услуги по заказу туров через Интернет. Из них наиболее известны туристический сервер tury.ru и дисконтная туристическая система "Турскидки.ру".

В ходе исследования "Информбюро", по оценкам привлеченных экспертов, были выявлены самые популярные туроператоры, (по итогам 2004г.) работающие на направлениях т.н. "массового отдыха" россиян. Для всех стран перечисление компаний-туроператоров идет в порядке уменьшения популярности.

В течение последних пяти лет лидером среди выездных направлений остается Турция. По оценкам участников рынка, в 2004 году ее посетило около 1,5 млн. россиян. Самыми популярными туроператорами на турецком направлении стали: "Тез Тур"; "Пегас" "Туристик"; "Корал Трэвэл"; "Мостревел"; "Дип Тур".

Для Египта этот список несколько видоизменяется: "Тез Тур"; "Пегас Туристик"; "Мостревел"; "Турэнергосервис"; "Дип Тур".

В последние 2-3 года стало активно развиваться тунисское направление, которое в настоящее время находится на третьем месте по популярности у россиян. Здесь ситуация с рейтингом туроператоров следующая: "Ай-Си-Эс Групп"; "Туральянс"; "Пегас Туристик"; "Капитал Тур"; "Норд".

После введения на Кипре визового режима отдых на острове стал менее популярным у россиян. Из-за визовых ограничений Кипр стал просто не в состоянии конкурировать с Турцией, Египтом и Тунисом. Наиболее популярные туроператоры: "Библио-Глобус"; "Натали-турс"; "Ай-Си-Эс Групп"; "Зевс Тревл".

Спрос на испанское побережье в сезоне-2004 упал по сравнению с 2003 годом почти в 2 раза. Причины - ввод цен в евро, а также ряд терактов в испанских городах. Рейтинг популярности туроператоров по Испании: "Натали-турс"; "Время тур"; ВКО "Тревел"; "Тез Тур"; "Вьяхес Артуро".

Среди других популярных мест отдыха у россиян - Греция, Болгария, Хорватия, ОАЭ.

По данным исследования, проведенного специалистами "Информбюро", представители туристической отрасли весьма осторожно дают прогнозы относительно того, какое из направлений окажется наиболее популярным у россиян в этом сезоне. Ведь туризм как никакой другой сектор экономики наиболее сильно реагирует на погодные, политические и экономические изменения: предугадать какие сюрпризы приготовит природа или правительство одной из стран, невозможно.