05.09.2005

Хочу быть богатым. Россияне любят деньги, но только свои



ОЛЬГА ГОРЕЛИК

Лично вы стремитесь иметь как можно больше денег? Большинство наших сограждан хотят иметь много денег. Таков результат социологического опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение». Одним из парадоксов этого исследования стало то, что, с одной стороны, россияне мечтают стать богачами, а с другой – уверены в губительном воздействии этих самых денег на Родину вообще.

Большинство (58%) из 1,5 тыс. опрошенных жителей регионов и 600 москвичей заявили о том, что стремятся иметь как можно больше денег. Причем больше всего деньги любит молодежь – 78%. О своем нежелании быть богатыми сообщили 36% респондентов, чаще всего это люди пенсионного возраста, которые, как отмечает ФОМ, в большей степени давали реальную оценку своим возможностям, нежели высказывали принципиальную позицию.

«Характерно, что, когда речь заходит о России в целом, только 41% опрошенных полагают, что увеличение числа богатых людей принесет стране больше положительных, чем отрицательных последствий», – прокомментировала «Новым Известиям» результаты опроса аналитик ФОМ Елена Вовк. Почти треть респондентов (31%) придерживаются противоположной точки зрения. Они опасаются, что богатство будет прирастать за счет увеличения количества бедных, и это в конечном итоге обострит социальное неравенство, спровоцирует рост классовой ненависти, которая приведет к росту преступности и даже возникновению революционной ситуации. Кстати, даже среди тех, кто сам стремится иметь как можно больше денег, эти опасения разделяет каждый третий.

«Да, действительно, сейчас у нас уже не принято отрицать стремление к благосостоянию, – заявил «НИ» заведующий кафедрой общей социологии Высшей школы экономики, профессор Никита Покровский. – Но признать тот очевидный факт, что стремление к «богатству» с неизбежностью влечет за собой неравенство в достижении этого богатства, готовы немногие. Логика общественного мнения очевидна: хорошо быть богатым, если это я сам и моя семья. Но богатый сосед – это сомнительно. Деньги он, «естественно», украл. Отсюда и вывод: пусть уж я буду не самым богатым, но и сосед останется точно таким же. Так легче жить в этом мире».

По мнению эксперта, общественные оценки изменятся тогда, когда в России сформируется средний класс. «Существует мнение, что стремление к богатству ненасытно и беспредельно, – продолжает Никита Покровский. – Но практика показывает, что подавляющее большинство людей, не имеющих особых склонностей к бизнесу, достигнув среднего уровня благосостояния, вполне удовлетворяются им. Следовательно, многие социальные проблемы российского общества найдут свое разрешение, когда этот уровень будет достигнут.

Новые Известия