05.09.2005

Давка на розничном рынке Германии



ЭРИК КАЛП (ERIC CULP)

Сложно ли работать в немецкой рознице? Спросите у Wal-Mart. За последние шесть лет крупнейшая торговая сеть мира пыталась выжать прибыль из самого трудного, по словам ее официального представителя, розничного рынка планеты. Причем рассчитывать на улучшение ситуации в крупнейшей экономике Европы не стоит, поскольку конкуренция в секторе не ослабевает.
Немецкое антимонопольное ведомство утвердило приобретение продовольственной сети Spar и дискаунтера Netto Sud компанией Edeka. Сделка, в результате которой появится ритейлер с годовым объемом продаж, приближающимся к 40 млн евро ($49 млн), позволит Edeka контролировать около 20% рынка продовольственных товаров и усилит Spar в борьбе с такими ведущими дискаунтерами, как Aldi и Lidl. Конкуренция в секторе вызывала снижение цен по всей стране и привела Spar к убыткам.
Успех Aldi, Lidl и других дискаунтеров нагнетает напряженность на розничном рынке Германии. Продуктовые сети контролируют примерно 40% рынка, и прогнозируют, что эта доля увеличится до 50%.
Успех дискаунтеров на рынке продовольствия и в других секторах, например в сфере электроники, вызвал ритейлерскую революцию в Германии, а революции редко обходятся без жертв. В данном случае пострадали крупные ритейлеры высшего класса.
Низкие темпы экономического роста и высокий уровень безработицы способствовали притоку немцев в дискаунтеры, принеся убытки многим элитным магазинам. Ряд универмагов KarstadtQuelle столкнулись с проблемами в получении прибыли, и компания приступила к ликвидации убыточных площадей. Экономические трудности также сказались на результатах большинства зарубежных ритейлеров, например Wal-Mart: аналитики говорят, что Германия, вероятно, является единственной страной мира, где арканзасская сеть несет убытки. В серьезном минусе осталась и Intermarche, что послужило одной из причин, по которой компания согласилась продать Edeka свое подразделение Spar.
Проблемы на родном рынке заставили таких ритейлеров, как Metro, искать прибыли во втором квартале за рубежом. Объем продаж сети за пределами Германии вырос почти на 10% и составил более половины всего оборота.
В ближайшем будущем рассчитывать на изменения к лучшему не приходится, утверждает аналитик крупного франкфуртского банка. Помимо высоких цен на горючее и хронической безработицы, отрицательно влияющей на настроения потребителей, победа консерваторов на федеральных выборах, намеченных на этот месяц, скорее всего, повлечет увеличение НДС в 2006 году.


Деловая газета "Бизнес"