05.09.2005

Набор китайских отверток. Обнародованы новые планы автопроизводителей



РОМАН ГУЛЯЕВ


Одними из самых активных участников выставки "Интеравто-2005" стали китайские компании. Работающая в России без малого год Great Wall объявила о планах строительства в России завода, а также назначила второго дистрибутора. В то же время Chery впервые представила в России четыре модели, отметив, что завод по крупноузловой сборке заработает в Новосибирске в ближайшее время.
Внедорожники и пикапы китайской Great Wall ("Великая стена") продаются в России с начала года. На "Интеравто" председатель совета директоров Great Wall Ван Фэнин объявила о назначении второго дистрибутора в России: наряду с "Ирито" Great Wall будет продавать компания "Московские ворота" (МВ). По данным источников "Бизнеса", она основана владельцами дилерской компании "Балтавтотрейд", которая имеет дилерские центры BMW в Калининграде и Москве и строит еще один в Санкт-Петербурге. Пока МВ только приступают к работе - компания еще не определилась с дилерской сетью. По словам руководителя отдела маркетинга и рекламы МВ Олега Найденова, сейчас решается вопрос о том, могут ли дилеры "Ирито" работать с МВ.
Как отметила Ван Фэнин, каждый из дистрибуторов будет продвигать свои модели. За "Ирито" останутся пикапы Deer (цена от $10,575 тыс.) и внедорожники SAFE SUV (от $20,4 тыс.), а МВ займутся более новыми моделями: пикапами So Cool (от $13,9 тыс.) и внедорожниками Pegasus (от $20 тыс.). При этом обе компании будут работать с внедорожниками Hover и пикапами Sailor. По словам Ван Фэнин, Great Wall планирует назначить и третьего импортера, которому, вероятнее всего, перейдут эксклюзивные права на эти модели.
Координировать действия импортеров и сертифицировать автомобили будет представительство Great Wall - первое среди китайских автопроизводителей,- которое открылось в августе. Оно также будет помогать и в решении вопроса о заводе. По словам Ван Фэнин, Great Wall примет решение о сборке до конца 2005 года, при этом китайский холдинг готов инвестировать в него $70 млн. Ван Фэнин не назвала компании, с которыми Great Wall ведет переговоры, но ранее сообщалось об интересе к марке группы СОК и "Автотора".
Как заявила Ван Фэнин, за первые восемь месяцев в России было продано около 5 тыс. автомобилей, по итогам года это число должно вырасти до 8 тыс., а в следующем году - до 20 тыс.
Не менее амбициозные планы и у другого китайского производителя - Chery. Как уже писал "Бизнес" (№162 от 31 августа), в Москве назначены три дилера этой марки: "Инком-авто", "Аврора-авто" (входит в холдинг "Авторос" наряду с дилерами "Арманд", "Автодом", "Артекс") и "Автопрестус". Как рассказал "Бизнесу" вице-президент Chery Чжао И, в ближайшее время будут назначены еще два дилера, один из которых - "Пеликан-авто", торгующий Nissan и Skoda.
В России предполагается продавать четыре модели: городской мини-автомобиль S11 (оригинальное название - QQ, копия Daewoo Matiz) за $6,99 тыс., седан экономкласса А15 (Flagcloud, копия Seat Toledo) за $11 тыс., седан бизнес-класса В11 (Oriental Son, копия Toyota Camry) за $19 тыс. и переднеприводной кроссовер Т11 (Tiggo, копия Toyota RAV4) за $18 тыс. "В этом и следующем годах мы будем адаптировать эти машины для России",- отметил Чжао И. По его словам, Chery не будет форсировать выход на рынок, наращивая продажи постепенно. В 2006 году планируется реализовать 2-2,5 тыс. машин без учета местной сборки.
Кроме того, Chery в ближайшее время создаст дочернюю компанию "Чери Мотор Москва" для координации импорта в центральном регионе и "Чери Мотор Сибирь" совместно с новосибирской "Транссервис". По словам представителя "Транссервиса" Леонида Победина, в октябре в Новосибирске откроется сборочное производство Tiggo мощностью 3,3 тыс. машин в год, и параллельно строится завод по полноценной сборке (включая сварку и окраску) мощностью до 25 тыс. машин в год. На нем будет производиться Flagcloud, при этом, по словам Победина, сейчас готовятся документы в Минпромэнерго о придании проекту статуса промышленной сборки для получения льгот на ввоз комплектующих. Инвестировать в этот проект должна и Chery, и одна из российских финансовых структур, название которой не разглашается. Доли партнеров в проекте также пока не определены, а начало производства намечено на 2007 год.
Генеральный директор агентства "Автоконсалт" Виктор Новоченко объясняет такую активность китайских автопроизводителей кризисом продаж на домашнем рынке. "Они начали продажи в этом году и сразу поняли, что российский рынок для них выгоден, и признали его приоритетным",- отмечает он.
По словам Новоченко, успех на рынке гарантирован далеко не всем китайским компаниям. "Действительно, то, к чему японские и европейские производители идут более десяти лет - собственное производство в России,- китайцы хотят сделать за год. Но успешными могут стать не все",- считает эксперт. По его словам, Great Wall и Chery как раз имеют шансы на успех, так как их продукция максимально близка к интересам российского рынка, к тому же обе компании поработали над сертификацией своей продукции.


Деловая газета "Бизнес"