09.09.2005

Страхнадзор стал добрее. ФССН решила больше не будоражить рынок обязательной автогражданки



МАРИНА БОЖКО

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) решила больше не будоражить рынок обязательной автогражданки. Вчера страхнадзор впервые применил к страховщику ОСАГО ограниченные санкции: служба приостановила лицензию компании "НСГ-Росэнерго" по всем видам страхования, за исключением ОСАГО. Такое решение объясняется нежеланием ФССН оставить без полисов около 200 тыс. автолюбителей.
С начала действия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) ФССН применяла санкции к девяти страховщикам ОСАГО. Сегодня лицензии приостановлены у четырех из них, еще у пяти - отозваны. Лицензий лишились "Авест", Западно-Сибирская транспортная страховая компания, "Доверие", Евро-Азиатская страховая компания. Вчера лицензию потеряло и страховое общество СНГ. Каждый раз надзор действовал жестко, приостанавливая, а затем отзывая лицензии компаний по все видам страхования, включая ОСАГО. В результате на рынке разразилось несколько скандалов - компания "Авест" фактически прекратила существование, а питерскую компанию "Доверие" ищет милиция.
Вчера страхнадзор применил необычные санкции. ФССН ограничила действие лицензии горноалтайской компании "Росэнерго" - компании запрещено заключать договоры по всем видам страхования, за исключением ОСАГО. Компания может продолжать продавать полисы и урегулировать убытки по этому виду страхования в обычном режиме. "Росэнерго" - крупнейший страховщик ОСАГО из всех, к которым применялись санкции. По данным Российского союза страховщиков, по итогам первого квартала "Росэнерго" заняла 20 место среди страховщиков автогражданки. В первом полугодии этого года компания заключила 181 тыс. договоров, собрав 243,5 млн руб. страховой премии. Операции по ОСАГО занимают в портфеле компании почти 35%, причем за полгода эта доля выросла почти в три раза.
Глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев говорит, что именно из-за большого количества клиентов по ОСАГО было принято решение применить нетипичные меры воздействия: "Приостановление лицензии по этому виду могло вызвать нежелательные последствия для большого числа клиентов". По его словам, у "Росэнерго", в отличие, например, от "Авеста", не было проблем с платежеспособностью. Решение об ограничении действия лицензии ФССН приняла после консультаций с Российским союзом автостраховщиков (РСА). "Нас часто упрекают, что мы принимаем жесткие меры, поэтому мы пошли навстречу пожеланиям РСА, полагающего, что компания способна вернуться в ряд устойчивых",- добавляет глава ведомства.
Замруководителя РСА Андрей Батуркин говорит, что не было зафиксировано жалоб на эту компанию, а членские взносы в союз она платит исправно. "До сих пор ФССН уведомляла нас о готовящихся мерах в отношении компаний, а две недели назад мы договорились о том, что решения надзора будут согласовываться с РСА",- добавляет Батуркин.
Сотрудничество ФССН и РСА связано с усложняющейся ситуацией на рынке ОСАГО. РСА по вступившим в силу 8 августа поправкам в закон об ОСАГО готовится начать выплаты потерпевшим от клиентов страховых компаний, чьи лицензии были отозваны. РСА оценивает выплаты клиентам "Авеста" и ЗСТСК в 200 млн руб. Оценить обязательства других страховщиков союз пока не берется.
Страховщики довольны смягчением позиций надзорного ведомства. "Из-за появления ряда недобросовестных компаний на рынке служба вынуждена менять стиль работы",- говорит руководитель проекта ОСАГО группы "АльфаСтрахование" Денис Макаров. С ним согласен и замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов: "ФССН учитывает важное социальное значение автогражданки". Однако гендиректор "Стандарт-Резерва" Виктор Юн считает, что "Росэнерго" лучше от этих санкций не станет. "Запрет на другие виды страхования, кроме ОСАГО, может лишь усугубить проблемы компании из-за введения ограничений по другим источникам дохода",- предупреждает он.


Деловая газета "Бизнес"