09.09.2005

У «Форд Мотор Компани» нашлись лишние льготы



ИРИНА МОКРОУСОВА, АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК, АЛАН ХУРУМОВ

Заключение инвестиционных соглашений в регионах может быть чревато весьма серьезными последствиями. Их не удалось избежать даже такой всемирно известной компании, как Ford. Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) по Ленинградской области предъявило налоговые претензии по 25-й главе Налогового кодекса российскому дивизиону компании - ЗАО "Форд Мотор Компани"- на сумму около 41,5 млн руб. Предмет претензий не раскрывают ни налоговые органы, ни сама компания.
По мнению юристов, проблемы Ford могут быть связаны с тем, что компания подписала инвестсоглашение до вступления в силу поправок в Налоговый кодекс, получив "лишние" льготы.

"В середине прошлого года мы закончили проверку деятельности ЗАО "Форд Мотор Компании". По ее результатам компании были предъявлены налоговые претензии",- рассказал "Бизнесу" источник в УФСН по Ленобласти, попросивший об анонимности. По его словам, претензии основываются на нарушении российской "дочкой" Ford 25-й главы Налогового кодекса "Налог на прибыль организаций", введенной в действие в 2002 году. "У "Форд Мотор Компании" возникли проблемы методологического плана, связанные с неточным толкованием отдельных статей Налогового кодекса. Ни о каком умышленном сокрытии налогов речи в этом случае нет",- уточнил наш собеседник, отказавшись назвать конкретные нарушения. Другой источник, близкий к "Форд", рассказал, что сумма претензий составила 41,5 млн руб.

Несмотря на непредумышленность неуплаты налогов, УФНС неоднократно пыталось взыскать эти деньги с "Форд Мотор Компани" в суде. "Было несколько судов по двум актам проверки за разные периоды времени,- сообщил источник из УФНС.- Последнее разбирательство прошло в августе.

Исходом его мы не удовлетворены". "Нам были предъявлены необоснованные претензии.

Суд это подтвердил",- сообщила "Бизнесу" координатор по связям с общественностью "Форд Мотор Компани" Екатерина Кулиненко. Но налоговики намерены продолжить судебную тяжбу. "Возможно, скоро дело будет слушаться в Высшем арбитражном суде",- говорит источник в УФНС.

Опрошенные "Бизнесом" эксперты называют проблемы "Форда" с налоговыми органами распространеннымив юридической практике и считают, что они наверняка связаны с инвестиционным соглашением, заключенным "Форд Мотор Компани" с Ленинградской областью в 1999 году. "25-я глава Налогового кодекса была введена в действие в 2002 году, то есть уже после подписания инвестиционного соглашения,- обращает внимание старший юрисконсульт компании "Налоговая помощь" Максим Гришенков.- До этого времени механизм предоставления субъектами федерации налоговых льгот своим инвесторам никак не регулировался налоговым законодательством. Другими словами, компанию могли вообще освободить от выплаты налогов в региональный бюджет". В этом случае так и было: по инвестиционному соглашению российская "дочка" Ford была полностью освобождена от уплаты в бюджет Ленинградской области налогов на прибыль, имущество и дорожного налога "до момента достижения окупаемости проекта и в течение следующих двух лет", то есть на 12 лет (срок окупаемости проекта - 10 лет). "Теперь же, согласно 25-й главе НК, максимальный размер льготы, который регион может предоставить, ограничен 4%,- продолжает Гришенков.- И чтобы заставить компании, у которых есть инвестсоглашения, заключенные до 2002 года, платить налоги по полной ставке, налоговые органы зачастую изыскивают нарушения в исполнении условий договоренностей с властями".

И такие нарушения действительно были обнаружены в свое время Контрольно-счетной палатой Ленобласти. Как рассказал "Бизнесу" вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, аудиторы выявили, что размер инвестиций "Форда" в строительство завода во Всеволожске не соответствовал ранее заявленным $150 млн.

"Но по законодательству Ленинградской области, налоговые льготы не зависят от размера инвестиций",- добавил Двас, отметив также, что к настоящему моменту "Форд" $150 млн уже инвестировал, увеличив мощности завода.

"Это довольно распространенный случай,- подтверждает управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-лекс" Альберт Еганян.- Теперь даже если "Форд" исправил ошибку и доначислил нужную сумму налога, он все равно должен будет заплатить штрафы или пени". Однако участники рынка не склонны драматизироватьситуацию. "Это отнюдь не политическая акция, направленная против иностранных автопроизводителей в России,- убежден генеральный менеджер группы "Рольф" Валерий Тараканов.- У нас тоже постоянно возникают разногласия с налоговыми органами, и часть их приходится решать в суде". По мнению Тараканова, "Форд Мотор Компани" владеет ситуацией, так что решение его налоговых проблем - дело только времени.

ДОЛГИЕ СПОРЫ
Споры с налоговыми органами обычно затягиваются надолго. Показателен пример компании JTI, которая уже больше года не может «отбиться» от налоговиков.

В июле 2004 года налоговая инспекция №41 г. Москвы предъявила «Дж. Т. И. по маркетингу и продажам» претензии на сумму $79 млн, утверждая, что в 2000 году компания, используя схемы налоговой оптимизации, недоплатила налоги в бюджет. В конце декабря 2004 года JTI пыталась оспорить претензии МНС в московском арбитраже, но суд не поддержал ее позицию, снизив, правда, сумму иска почти на $10 млн. 12 апреля 2005 года Федеральный суд Московского арбитражного округа признал неправомочность претензий к JTI и вернул дело на рассмотрение в арбитражный суд, однако и в этот раз вторая инстанция отказалась считать JTI невиновным (28 июня повторная апелляция JTI не прошла в Девятом арбитражном суде). Рассмотрение дела продолжается в третьей инстанции - очередное заседание состоится 16 сентября.

Деловая газета "Бизнес"