12.09.2005

"Служба 77" вернулась на колеса



Как стало известно Ъ, крупнейший проект на рынке дистанционной торговли – "Служба 77", ликвидированная в начале года по причине убыточности, будет возрождена. Участники рынка констатировали: за время отсутствия на нем "Службы 77" дистанционная торговля перестала быть востребованной москвичами и потеряла способность конкурировать с традиционной розницей. Поэтому воссоздаваемая "Служба 77" будет работать не с розничными покупателями, а обслуживать корпоративных клиентов и предприятия общепита.

ОАО "Служба 77" было создано в 1999 году. Компания специализировалась на доставке продуктов на дом. В 2002 году компанию за $15 млн у ее основателя Игоря Кудрякова выкупила VIP Group (производитель биоактивных добавок). В 2004 году оборот составил более $50 млн. Компания была ликвидирована в феврале этого года. "Служба 77" была задумана как самый масштабный эксперимент в сфере интернет-торговли продуктами питания. К 2002 году "77" стала крупнейшим дистанционным ритейлером России: клиентская база компании насчитывала в Москве и Санкт-Петербурге, где работала дочерняя компания "Служба 78", 100 тыс. человек. Однако в 2003 году рынок интернет-магазинов залихорадило. Его представители жаловались, что Москва не готова к новой форме торговли: спрос на их услуги появляется только накануне праздников. С подобными проблемами столкнулась и "77". "Чтобы стать рентабельными, подобным ритейлерам необходимо обслуживать не менее 1000 заказов в день; нам же поступало всего 300-500",– говорит экс-гендиректор "77" Алексей Крол. "Служба 77" продержалась на рынке дольше конкурентов. Большинство аналогичных проектов (XXL.ru, Быстроном.ru, Ложка.ru и другие) закрылись в 2002-2003 годах. Однако в конце прошлого года владельцы "77" решили закрыть и ее. Свое решение в VIP Group объяснили убыточностью проекта. По данным господина Крола, разрыв между расходами и доходами компании составлял около $300 тыс. в месяц.

Однако в ближайшее время самый знаменитый брэнд на рынке дистанционной торговли будет реанимирован. В самой компании отказываются от комментариев. Однако на сайте компании www.service77.ru, не работавшего в течение почти полугода, вывешено объявление об оказании услуг по доставке. Кроме того, основатель "77", а ныне председатель совета директоров компании TDS Logistic Игорь Кудряков сообщил Ъ, что недавно команде TDS Logistic, костяк которой составляют экс-сотрудники "77", было предложено вернуться на работу в прежнюю компанию на новый проект.

По данным Ъ, обслуживание розничных покупателей, так и не оправдавших надежд компании, в планы вновь создаваемой "77" не входит. Как рассказала Ъ гендиректор TDS Logistic Елена Воробьева, знакомая с планами VIP Group, "77" будет продвигаться на рынке как аутсорсинговая компания. Она будет специализироваться на организации дистрибуции производителей, доставке опта в магазины и предприятия сектора HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе и т. д.). Любопытно, что новая "77", по сути, повторяет опыт своего белорусского франчайзинг-партнера – минской компании "Служба 77". Эта компания еще в 2003 году отказалась от обслуживания розничных клиентов и занялась исключительно оптовыми поставками. Сейчас компания обслуживает более 5,5 тыс. юридических лиц.

По мнению экспертов, оба направления, выбранные "Службой 77", оптовая торговля и логистические услуги – более перспективны, чем дистанционная розница. По оценкам господина Кудрякова, только объем рынка оптовых поставок в HoReCa составляет около $2 млрд в год. "Это оптимальное решение для компании,– считает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков.– Во-первых, сохраняется один из самых известных розничных брэндов, и новые клиенты на него обязательно клюнут. Во-вторых, логистические услуги крайне востребованы. Производителей продуктов становится все больше, и многие из них еще не имеют своего автопарка, распределительного терминала, достаточно персонала и т. д. Это уже готовая аудитория для '77'".

СЕРГЕЙ Ъ-КАНУННИКОВ

КоммерсантЪ