13.09.2005

Сделай сам. В России распространение мобильного контента в массе своей идет проторенным путем музыки и картинок



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

В России распространение мобильного контента в массе своей идет проторенным путем музыки и картинок. Проторен он главным образом потому, что затраты на производство такого контента относительно малы. Это привлекает множество компаний, конкуренция закономерным образом растет. Одновременно потребители становятся все более технически грамотными и понимают, что контент они могут производить и сами, просто для себя и бесплатно.
Это приводит к тому, что контент-провайдеры начинают придумывать пакетные продажи тех же самых мелодий и картинок, снижают цены, улучшают свои сервисы. Но печальная суть в том, что при обилии компаний, предлагающих скачать на мобильник то да се, картинки и мелодии сливаются в серую массу. Для увеличения продаж надо больше вкладывать денег в рекламу. Но сейчас, поскольку ролики в большинстве своем лепятся недорогие и однообразные, серость массы сгущается.
К тому же все больше людей понимают, что совершенно не обязательно связываться с контент-провайдерами и платить им деньги, когда все можно сделать самому. В США и Европе, по оценкам Qpass, из-за "самоделкиных" с начала 2004 года эти компании недополучили $40 млн. Правда, главным злом они назвали сайты, продающие музыку (не только mp3, но и диски). Более трети музыкальных интернет-магазинов предлагают перед покупкой скачать фрагмент песни продолжительностью в 15-30 секунд. Этого ознакомительного файла вполне хватает на звонок для мобильника, в каковом качестве американцы и европейцы его активно и используют, закачивая в телефон.
В течение ближайшего времени поддержка mp3 в мобильных телефонах станет, скорее всего, массово распространенной. Значит, и использовать скачанные фрагменты вместо звонков будет гораздо больше людей. Сейчас еще надо во многих случаях конвертировать те же mp3 в другие форматы, с которыми работают мобильники, это требует хотя бы минимальных знаний и усилий по поиску специальных программ. С картинками ситуация примерно такая же. Одновременно появляется все больше легкодоступных программ, которые позволяют очень просто работать с начинкой телефона и обычно поставляются уже с некоторым набором все тех же мелодий и изображений. Потому прогнозы Qpass, что к 2007 году контент-провайдеры, занимающиеся музыкой и картинками, недополучат уже $123 млн, выглядят вполне реалистично.
В России более актуальна проблема пиратства. За 100 руб. можно купить диски с музыкой в mp3 или вообще с файлами, уже подготовленными для того или иного телефона, плюс упомянутые выше программы для работы по кастомизации телефона. А 100 руб.- это, грубо говоря, три-четыре мелодии, купленные у контент-провайдера. Людям ведь все равно, у кого купить какую-нибудь мелодию, особенно учитывая почти полную безликость массы контент-провайдеров. И они выбирают путь наименьших затрат.
Так что для выживания и процветания провайдерам мобильного контента надо придумывать что-то новое. Что-то, чего нельзя купить в киоске у метро или скачать из сети. И думается, что это что-то, как ни банально звучит,- сервис. Сервис даже не по увеличению качества обслуживания и контента, хотя это и важно. А информационный или развлекательный сервис, который нельзя сделать самому.



Деловая газета "Бизнес"