14.09.2005

Раздача контейнеров. Российские компании все сильнее увлекаются промышленным франчайзингом



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА

Вслед за производителем слабоалкогольных коктейлей "Хэппилэнд" им занялась входящая в холдинг "Марта" компания "Пагода". Она начала продавать права на производство полимерной упаковки под одноименным брэндом.
О том, что "Национальная упаковочная компания "Пагода"" создает франчайзинговую сеть, "Бизнесу" рассказал президент холдинга Георгий Трефилов. По его словам, "Пагода" формирует франчайзинговую сеть предприятий по производству жесткой полимерной упаковки (пищевые контейнеры). "Нам выгоднее предоставить оборудование и технологию местной компании, знакомой со спецификой региона и обладающей налаженными связями, чем вкладывать $500 тыс. в строительство собственных производств и осваивать рынок с нуля",- пояснил он. Георгий Трефилов говорит, что за два года компания намерена занять 30% рынка жестких полимерных упаковок, объем которого в 2005 году, по прогнозам "Марты", составит $150 млн.
С партнерами заключается контракт на год. В каждом регионе будет только один франчайзи. Им может стать компания с опытом работы на рынке полимеров; вступительный взнос составит 30% от стоимости оборудования (около $20 тыс.). А "Пагода" предоставляет кредит на покупку оборудования с льготной процентной ставкой, отсрочку платежа на сырье, пресс-формы, технологию производства, эксклюзивные права на поставку полимерной упаковки в супермаркеты Billa и Grossmart. "Пагода" уже заключила ряд договоров с компаниями Урала, Сибири, Юга и Северо-Запада России. Имена франчайзи не разглашаются.
Экспертов по франчайзингу решение "Марты" удивило. Вряд ли на рынке упаковки важен брэнд, скорее все зависит от технологий, рассуждает руководитель департамента фрайчанзингового консультирования "Магазина готового бизнеса" Нина Семина. "Промышленный франчайзинг в России непопулярен - сейчас выгоднее инвестировать в ритейл и фаст-фуды",- говорит она. Независимый консультант Виталий Мокрушин отмечает, что минусом в схеме "Пагоды" является возможность купить сырье на стороне, что со временем может мотивировать франчайзи отказаться от сотрудничества с компанией.
Другой точки зрения придерживается руководитель направления франчайзингового консалтинга ИК "Финам" Игорь Веретенников. Он считает, что несмотря на отсутствие раскрученного брэнда - основного актива франчайзинговой сети - проект может быть интересен. "Главный плюс - франчайзи получает возможность приобрести оборудование в кредит, ведь региональные банки до сих пор не очень активно кредитуют малый бизнес. Также франчайзи получает рынок сбыта. Кроме того, сейчас на рынке большой интерес к производственному франчайзингу, но подходящих предложений практически нет",- говорит эксперт.
Участники рынка также разошлись в оценке перспектив проекта. Директор дивизиона "Комус-упаковка" Лучеса Набатова считает, что проект "Пагоды" способен обеспечить упаковкой лишь супермаркеты холдинга "Марта". "Франчайзинг производства пластиковой упаковки хорош по замыслу, но большое количество мелких производителей, не объединенных общими целями, капиталом, управлением, технологиями, вряд ли помогут занять компании 30% рынка с нуля, ведь "Марта" только вошла в упаковочный бизнес",- говорит она. Попросивший об анонимности топ-менеджер Омской химической компании (строит производство БОПС-пленки), напротив, считает, что места на рынке хватит всем. "Из-за бурного развития ритейла рынок полимерной упаковки ежегодно прибавляет 20-30%",- констатирует собеседник "Бизнеса".


Деловая газета "Бизнес"