14.09.2005

Слова вместо песен. Радиохолдинги полюбили разговорный формат



МАРИНА НОСКОВИЧ

На прошлой неделе вещательная корпорация "Профмедиа" запустила на частоте "Радио Диско" радиостанцию "Юмор FM". Это уже третья станция, за последние полгода сменившая музыкальный формат на разговорный. Участники рынка объясняют отказ от музыкальных форматов высокой конкуренцией в этом сегменте.

В январе "Русская медиагруппа" сообщила о том, что к осени на "Русском радио-2" новости займут 40% эфирного времени. В мае "Газпром-медиа" заявил, что вещающее на частоте 90,8 FM радио "Тройка" также сменит название и формат. Однако первой формат news-talk внедрила вещательная корпорация "Проф-медиа", запустив вместо "Радио Диско" "Юмор FM", где музыка занимает 50% времени. Напомним, "Проф-медиа" уже предпринимала попытку создать станцию "Новости online ", работающую в разговорном формате. Однако в марте прошлого года компания отказался от новостных проектов "по финансовым причинам".

Гендиректор компании ЗАО "М-Пул+" (управляет бывшей "Тройкой" и "До-радио") Михаил Эйдельман считает появление разговорных станций признаком развития рынка.

"Разговорных форматов не хватает, а потребность у аудитории есть. Из 30 московских станций в разговорном формате работают только "Эхо Москвы" и отчасти "Маяк 24"",- поясняет Эйдельман.

Участники рынка связывают отказ от музыкальных форматов с высокой конкуренцией в этом сегменте. "Слишком много музыкальных станций самых разных направлений работают на рынке",- отмечает директор станции "Серебряный дождь" Дмитрий Савицкий. С ним соглашаются гендиректор "Русской медиагруппы" Сергей Кожевников и гендиректор TNS Gallup Adfact Руслан Тагиев. "Все исследования показывают, что интерес к разговорным форматам довольно высок, а конкуренция среди музыкальных станций достигла критического уровня",- говорит Тагиев.

Разговорный формат гораздо дороже музыкального, поэтому радиостанции долгое время предпочитали не рисковать. "Разговорные форматы не создавались раньше, поскольку стоимость создания и поддержки разговорной и музыкальной станции существенно отличается",- поясняет Тагиев. С ним соглашается президент агентства "Идальго-имидж" Егор Альтман. По его оценке, средняя музыкальная станция требует $100 тыс. ежемесячно без учета рекламного бюджета, разговорная- $200 тыс. Впрочем, он уверен в перспективности разговорного формата.

""Эхо Москвы", например, довольно затратная станция, но если сравнивать объемы прибыли, она в первой десятке. Потребность в информации, более попсовой, чем на "Эхе", будет расти, так что если сейчас выйти на рынок разговорных станций, но сделать радио с низкими издержками, это будет очень выгодно",- уверен Альтман.

Впрочем, пока на такой переход решаются только крупные холдинги. "Диверсификацию форматов могут позволить себе не все, а только крупнейшие игроки, которые стремятся сделать разный спектр радиостанций. Это разумно, потому что они могут предложить рекламодателям разные продукты",- убежден Михаил Эйдельман.

По мнению Егора Альтмана, разговорные станции очень привлекательны для рекламодателей. "Реклама, прерывающая передачу, более эффективна, чем блок между песнями.

Кроме того, люди, потребляющие информацию, более внимательны к рекламе, потому что и ее воспринимают как часть информации",- поясняет он. Кроме того, по его словам, разговорный формат подразумевает большое количество непрямой рекламы: "На некоторых станциях соотношение рекламы и оплаченных эфиров 50 на 50".

Другой точки зрения придерживается Дмитрий Савицкий. "Информационное вещание гораздо дороже, сложней и трудозатратней музыкального. И не факт, что высокие рекламные поступления этого сезона сохранятся и в следующем. И тогда все будет зависеть от возможностей и желания инвесторов".

Деловая газета "Бизнес"