23.09.2005

Сигареты выпустили из страны. Чиновники передумали вводить лицензирование акцизных марок



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК


Угроза резкого сокращения экспорта российских сигарет миновала. Как стало известно "Бизнесу", Федеральная таможенная служба (ФТС) по рекомендации Минфина и Минэкономразвития решила не вводить лицензирование ввоза в Россию акцизных марок других стран, что грозило практически остановить экспорт табака из России. Впрочем пока из списка декларируемых на таможне ценных бумаг акцизные марки не исчезли: на следующей неделе три ведомства соберутся вновь, чтобы решить, стоит ли переписывать "лицензирующее" постановление.
В этом году Россия должна экспортировать около 5 млрд сигарет, большую часть - в страны СНГ. Основные экспортеры - крупнейшие транснациональные производители. Они ввозят акцизные марки других стран в Россию, а на собственных заводах обклеивают ими свою продукцию.
Однако в середине лета экспорт сигарет из России оказался под угрозой. Тогда акцизные марки других стран, ввозимые на территорию РФ, были включены постановлением правительства №415 в список обязательных для регистрации ценных бумаг (об этом "Бизнес" подробно писал 5 сентября). Постановление вступило в силу 11 сентября 2005 года.
Табачников действия правительства удивили: обычно лицензированию подлежат только те ценные бумаги, которые обращаются на территории России, в то время как акцизные марки других стран ввозились в страну только для того, чтобы наклеить их на пачки.
К тому же для получения лицензии табачные компании должны были пройти сразу три инстанции: экспертно-криминалистическое подразделение МВД, Федеральную налоговую службу и МЭРТ. Еще в начале сентября основные экспортеры попытались получить лицензию, однако успеха не имели.
В результате представители почти всех крупных компаний в неофициальных беседах заявили о возможности отказа от экспорта из России сигарет.
Однако, как стало известно "Бизнесу", производителям удалось убедить чиновников в нецелесообразности введения лицензий на "экспортные" марки. По данным источников "Бизнеса", Минфин и Минэкономразвития рекомендовали ФТС отказаться от этой идеи. ФТС согласилась с их доводами и 21 сентября выпустила разъяснение для своих региональных представительств, в котором сообщала, что "требования постановления… не распространяются на… бланки полиграфической продукции, предназначенной исключительно для обращения и реализации за пределами РФ… К такой продукции… относятся акцизные марки иностранных государств, ввозимые на территорию РФ" (копия документа есть в распоряжении "Бизнеса").
Получить комментарии ФТС вчера не удалось.
Участники рынка рады тому, что ситуация разрешилась. "Госорганы не только выслушали мнение отрасли и согласились с ним, но и очень быстро отреагировали: вопрос решился буквально за несколько дней",- говорит исполнительный директор Совета по вопросам развития табачной промышленности (участвовала в диалоге отрасли с ведомствами) Надежда Школкина. "Мы признательны госорганам, что они пошли навстречу индустрии. Теперь мы можем продолжать экспорт продукции в бесперебойном режиме",- радуется управляющий по связям со СМИ Philip Morris Дмитрий Хрол. Налицо правильное взаимодействие госорганов с табачной индустрией - таким видится решение ФТС управляющему по связям с общественностью JTI Анатолию Верещагину. А директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Владимир Аксенов надеется, что в дальнейшем все решения по контролю табачной отрасли госорганы будут выносить, предварительно проконсультировавшись с участниками рынка.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что конфликт до конца не исчерпан. "Разъяснение ФТС не равнозначно постановлению правительства",- отмечает один из экспертов рынка. "На следующей неделе ведомства коллегиально рассмотрят вопрос, хватит ли разъяснения ФТС в нынешнем виде или необходимо будет вносить поправки в само постановление",- говорит Надежда Школкина.


Деловая газета "Бизнес"