23.09.2005

Юрий Шефлер продает Stolychnaya. Водочный брэнд может стать собственностью Pernod Ricard



Stolychnaya Вчера один из крупнейших мировых операторов алкогольного рынка французская Pernod Ricard объявила о начале переговоров по покупке у группы SPI предпринимателя Юрия Шефлера товарного знака Stolychnaya и уже выплатила ей €100 млн. Права SPI на известный водочный брэнд на мировом рынке оспаривает федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт". Однако, по сведениям Ъ, французская компания уже приступила к переговорам с российским правительством по урегулированию спора вокруг Stolychnaya.

Pernod Ricard SA основана в 1975 году. Компания является лидером на рынке спиртных напитков в континентальной Европе, Ирландии, Центральной и Южной Америке. 44% продаж приходится на Европу, 26% – на Северную Америку, 10% – на Южную Америку, оставшиеся 20% – на Азию. Объем продаж компании в 2004 году составил $4,87 млрд. Основные брэнды: Chivas Regal, Havana Club, Jameson, Martell, Ricard, Seagram`s Gin, The Glenlivet, Wild Turkey. Летом 2005 года Pernod Ricard за $14,2 млрд купил компанию Allied Domecq Spirits & Wine – второго после Diageo мирового производителя алкоголя. Allied Domecq является общемировым дистрибутором брэнда Stolychnaya, принадлежащего группе SPI Юрия Шефлера.

В совместном заявлении, распространенном вчера Pernod Ricard и SPI, говорится о заключении компаниями нового дистрибуционного соглашения. В рамках этого соглашения эксклюзивные права на международную дистрибуцию принадлежащему SPI портфелю товарных знаков Stolichnaya (это около десяти производных слов от названия водки) переходят от Allied Domecq к Pernod Ricard.

В заключении подобного соглашения нет ничего удивительного: в договоре между Allied Domecq и SPI есть пункт о его перезаключении в случае изменения структуры собственности одной из сторон. Любопытно другое. "Pernod Ricard и SPI пришли к соглашению о начале переговоров о возможном приобретении брэнда Stolichnaya компанией Pernod Ricard, если SPI примет решение о его продаже в будущем",– говорится в документе. При этом Pernod Ricard обладает преимущественным правом отказа как от прав на дистрибуцию, так и от покупки брэндов. За эти два пункта соглашения группа Юрия Шефлера уже получила от французской компании около €100 млн.

В Pernod Ricard комментировать ситуацию вчера отказались. Руководство SPI ничего удивительного в размере суммы не видит. "Эта сумма платится за совокупность прав – возможность дистрибутировать Stolychnaya и возможность преимущественного права на приобретение этого брэнда, если мы когда нибудь захотим его продать",– заявил Ъ заместитель председателя совета директоров SPI Андрей Скурихин.

Однако аналитики считают, что сам факт подобного соглашения говорит о том, что компании скорее близки к завершению переговоров о продаже брэнда. "Публичные западные компании находятся в жестких рамках и не могут делать такие громкие заявления без оговорок,– уверен Валерий Тутыхин, партнер компании John Tiner & Partners.– Думаю, что в данном случае часть из этих €100 млн – деньги за сохранение статус-кво, а часть – залог в будущих переговорах". С ним согласен и аналитик ФК "Уралсиб" Марат Ибрагимов. "Если стороны сделали такое объявление, то они близки к завершению переговоров. Платить такие деньги только за дистрибуцию никто не будет",– говорит он. Участники алкогольного рынка, ознакомившись с заявлением, высказались еще более определенно. "Завидую Шефлеру,– заявил Ъ глава ТПГ 'Кристалл' Сергей Зивенко,– одной ногой он уже вышел из этого бизнеса".

Общая стоимость сделки по продаже портфеля брэндов Stolichnaya аналитики оценивают в €400-500 млн. При этом аналитики указывают, что покупка Stolychnaya полностью соответствует ранее заявленным планам Pernod Ricard в борьбе за первое место на алкогольном рынке. "Stolychnaya поможет французской компании на равных бороться со своим основным конкурентом Diageo, в портфеле которого есть сильный водочный брэнд Smirnoff",– говорит глава компании "Бизнес-Аналитика" Андрей Стерлин.

Если сделка состоится, то в руках у Pernod Ricar окажется очень ценный (только в США объем годовых продаж Stolychnaya оценивается в $350 млн), но одновременно весьма спорный актив. Напомним, что сейчас права на этот товарный знак оспаривает федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт", которое контролирует продажи Stolychnaya в России. Впрочем, большинство экспертов считают, что без уверенности в возможности урегулирования этого спора Pernod Ricard не стала бы ввязываться в сомнительную сделку. "Pernod Ricar не такая компания, чтобы провозглашать намерения, в которых нет стопроцентной уверенности",– говорит совладелец холдинга 'Ладога' Вениамин Грабар. Фактически это подтвердили и в Pernod Ricar. Как стало известно Ъ, вчера на conference-call с аналитиками представители французской компании заявили, что ведут переговоры с российской стороной о мирном урегулировании процесса. Подробности в Pernod Ricar не уточнили. Однако, по мнению аналитиков, переговоры, скорее всего, касаются использования Stolychnaya на западных рынках. "Вряд ли компанию, продающую водку по $25, интересует рынок 40-рублевой водки",– заявил Ъ аналитик NCB Stockbrokers Франсуа Аршамбо, участвовавший в conference-call.

В ФКП "Союзплодоимпорт" от детальных комментариев отказались. "Мы изучаем обстоятельства заключения данного соглашения,– заявил Ъ глава 'Союзплодоимпорта' Владимир Логинов.– Как только получим более полную информацию, мы дадим комментарий".
Ъ будет следить за развитием событий.

РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ, ДМИТРИЙ Ъ-ДОБРОВ

КоммерсантЪ