26.09.2005

Передел виртуального мира. Крупнейшие компании начали борьбу за рынок интернет-услуг



На прошлой неделе компания Microsoft объявила о масштабной реорганизации. По мнению наблюдателей, таким образом компания реагирует на обострение конкурентной борьбы на рынке интернет-услуг.


Битва гигантов

В минувший вторник компания Microsoft (MS) объявила о масштабной реорганизации. Число ее подразделений сокращается с семи до трех. Platform Products & Services будет отвечать за разработку программных продуктов MS для ПК и серверов, в него войдет и интернет-подразделение Microsoft Network (MSN). Microsoft Business будет отвечать за разработку корпоративного ПО. Entertainment & Devices будет заниматься игровым ПО и мобильными устройствами. Руководить этими подразделениями будут три президента: Джим Оллчин (его в следующем году сменит Кевин Джонсон), Джефф Рэйкс и Робби Бах соответственно. По мнению аналитиков, реорганизация свидетельствует о перегруппировке сил MS в условиях обострения конкурентной борьбы.

Созданная в 1975 году как производитель ПО, MS добилась того, что ее операционной системой Windows сейчас пользуются около 90% ПК во всем мире. На эту компанию с рыночной капитализацией $271 млрд работают 57 тыс. человек. В 2005 финансовом году, который закончился 30 июня, ее доходы составили $39,8 млрд. Рост популярности интернета заставил компанию в 1995 году запустить MSN, веб-портал и провайдер доступа в интернет. В настоящее время MSN с 9 млн подписчиками – второй по величине провайдер интернета в США после America Online (AOL, 27 млн), который входит в медиакорпорацию Time Warner. MSN, долгое время остававшаяся убыточной, в последние два года вышла на прибыль. По итогам 2005 финансового года ее доходы от рекламы выросли на 16%, до $1,39 млрд.

По мере развития высоких технологий перед MS встала задача диверсификации бизнеса и прежде всего расширения своего присутствия на рынке интернет-услуг. Это вызвано, во-первых, резким ростом рынка онлайновой рекламы. В 2004 году затраты на нее в США составили $9,6 млрд, что на 32% больше, чем в 2003 году (см. Ъ от 28 марта). По оценкам MS, общемировые затраты на онлайн-рекламу к 2008 году вырастут до $28,8 млрд по сравнению с $16,8 млрд в этом году. Во-вторых, через интернет MS стремится получить новые инструменты сбыта своей продукции (см. интервью). Однако, расширяя свое присутствие на этом рынке, MS вступает в прямую конкуренцию с интернет-компаниями, прежде всего с Google.

Поисковая компания Google была основана в 1998 году Сергеем Брином и Ларри Пейджем. Доход она получает главным образом от размещения контекстной рекламы в интернете. В 2004 году компания провела IPO на NASDAQ, и теперь ее рыночная капитализация составляет $83,93 млрд. Оборот в первом полугодии 2005 года достиг $2,64 млрд.

Тогда как Google наращивает свое превосходство на рынке поисковиков, доля рынка MSN падает. Аналитики связывают это с переходом MSN с платформы Yahoo! на собственную платформу. По данным исследовательской компании comScore Networks, с февраля нынешнего года, когда MSN стала использовать собственный "движок", ее доля рынка упала с 16 до 15,5%, а у Google выросла с 35,1 до 36,5%. Одновременно Google проводит экспансию на смежные рынки. Особую опасность для MS представляет распространение компанией Google через интернет различного рода ПО – почтовых программ и поисковых сервисов с их последующей модернизацией. Проведя 15 сентября вторичное размещение акций, Google получила $4,18 млрд, которые она, скорее всего, потратит на покупку конкурентов. В частности, аналитики говорят об ее интересе к крупнейшему китайскому поисковику Baidu.

Стремление hi-tech-гигантов к диверсификации вскоре может привести к столкновению интересов. Наиболее вероятный объект спора – AOL. Основанная в 1985 году, AOL – крупнейший в мире интернет-провайдер. Объем ее продаж в 2004 году составил $8 млрд. В середине сентября появилась информация о том, что MS собирается приобрести AOL. Интересно, что MS создала свой поисковый портал MSN именно для борьбы с растущим влиянием AOL. Теперь же покупка AOL позволит MS решить сразу две задачи: расширить присутствие на рынке поисковых систем и потеснить конкурента – Google. Дело в том, что услугу интернет-поиска для AOL предоставляет Google, получая за это около $380 млн в год, или около 12% всех доходов. Но 21 сентября глава Time Warner Ричард Парсонс опроверг слухи о продаже AOL. Более того, он заявил о намерении развивать AOL и сделать основным источником ее доходов не абонентскую плату, а онлайновую рекламу.


Интернет дает звонок
Один из наиболее привлекательных сегментов на рынке интернет-услуг – предоставление возможности совершать телефонные звонки по интернет-каналам (VoIP). Так, в США обычными телефонными каналами фиксированной связи сейчас пользуются 123 млн человек, но это цифра неуклонно снижается. В сфере VoIP наблюдается обратная тенденция: если к концу 2005 года постоянно пользоваться интернет-каналами для телефонных переговоров будут около 4 млн американцев, то в следующие три года это число вырастет до 17 млн. Росту числа пользователей способствует острая конкуренция, которая вместе с быстрым развитием технологий ведет к снижению цен. Компании, предоставляющие услуги VoIP, с одной стороны, отбивают клиентов у традиционных телефонных компаний, а с другой – отражают атаки конкурентов. Цена становится решающим фактором. За прошлый год один из лидеров мирового рынка VoIP – американская Vonage снизила цены на 30%.

Неудивительно, что этим сегментом рынка интернет-услуг заинтересовались крупные компании, стремящиеся к диверсификации бизнеса. 30 августа MS объявила о покупке компании Teleo, предоставляющей услуги интернет-телефонии. Сумма сделки не разглашается. Технология Teleo, которую аналитики называют одной из самых перспективных на рынке, позволяет пользователям делать звонки с ПК на обычные телефоны, кликнув на номер, указанный на веб-сайте.

MS собирается внедрить технологию Teleo в свою поисковую систему, усовершенствовав таким образом услугу локального поиска. Например, пользователь, который хочет поужинать в определенном районе, при помощи локального поиска находит подходящий ресторан и, зайдя на его сайт, где указаны его адрес и телефон, при помощи технологии Teleo звонит с компьютера в ресторан и заказывает столик. Тестовая версия этого сервиса должна выйти уже в этом году.

В этом сегменте MS противостоит другой игрок, активно проводящий диверсификацию,– крупнейший в мире аукционный сайт eBay, основанный в 1995 году. Доход eBay составляют комиссионные от продажи всевозможных товаров, размер их зависит от стартовой цены той или иной вещи. В настоящее время капитализация eBay – $50 млрд, а доходы по итогам 2004 года – $3,27 млрд.

12 сентября eBay за $2,6 млрд приобрела одного из лидеров мирового рынка интернет-телефонии, компанию Skype. У нее 54 млн подписчиков по всему миру, а в день совершается в среднем 150 тыс. звонков. По мнению экспертов, приобретение Skype, обладающей развитой инфраструктурой и современным ПО, позволит eBay ускорить онлайн-общение между покупателем и продавцом. А Skype получит средства для совершенствования инфраструктуры и привлечения новых клиентов.


Все скупают всех
Конкурентная борьба крупных компаний задает тон всему рынку. Особым спросом пользуются высокотехнологичные компании, прежде всего предоставляющие интернет-услуги. Приобретениями в этой сфере занимаются компании разного профиля, стремящиеся к диферсификации бизнеса. С июля медиакорпорация News Corp совершила сразу три крупные покупки в сфере интернета. 18 июля она за $580 млн приобрела компанию Intermix Media, предоставляющую услуги онлайн-маркетинга; 4 августа – сеть спортивных сайтов Scout Media (сумма сделки не называется), а 8 сентября – компанию IGN Entertainment – одного из крупнейших производителей игрового контента для ПК и приставок, владельца сети игровых сайтов (за $650 млн). Приобретения были совершены в рамках провозглашенного Рупертом Мердоком, владельцем News Corp, курса на интенсивное расширение на интернет-рынке – в начале августа он заявил о выделении на эти цели около $2 млрд.

Активной экспансией заняты и другие компании – 1 июня eBay за $620 млн купила сетевой магазин Shopping.com, а 10 августа поисковик Yahoo! за $1 млрд приобрел 40% акций китайской интернет-компании Alibaba.com – второй по величине компании КНР, занимающейся электронной торговлей.

Чтобы финансировать расширение своей деятельности, высокотехнологичные компании активно выходят на фондовые рынки. Только в августе прошло 30 IPO на общую сумму $5,6 млрд (см. Ъ от 16 сентября). Основную часть средств, вырученных в результате IPO или вторичных размещений, компании тратят на приобретение конкурентов или компаний, работающих в смежных отраслях интернет-рынка. Так, в текущем году резко выросло как количество приобретений на рынке hi-tech, так и объем сделок. По данным исследовательской компании Thomson Financial, средний объем сделок слияний и поглощений (M&A) среди всех высокотехнологичных компаний (как крупных, так и небольших) в этом году составил $35 млн против $25 млн в прошлом году и $17 млн – в 2002 году. В целом за первые девять месяцев этого года прошло 3 тыс. сделок M&A hi-tech-компаний на общую сумму $109,9 млрд, что на 50% выше, чем за аналогичный период 2004 года.

ЕВГЕНИЙ Ъ-ХВОСТИК



"Google представляет наибольшую угрозу для MS"

На вопросы Ъ ответил ДЖО УИЛКОКС, IT-аналитик американской исследовательской компании Jupiter Research.

– В чем смысл реорганизации MS?
– Новая структура ставит на вершину организационной пирамиды MS специалистов по маркетингу. Уже в предыдущей структуре многие специалисты по производству были непосредственно связаны со Стивом Балмером. Новый верхний эшелон может рассматриваться как конечная консолидация MS под руководством Стива Балмера, который придает маркетингу особое значение. В последнее время маркетинговая политика MS не блещет, и проблема распространения продукции будет только возрастать. Львиную часть доходов MS получает на одном рынке – в США, где продажи двух наиболее прибыльных продуктов Office и Windows снижаются. Большинство потребителей или компаний, которые хотят пользоваться этими продуктами, уже имеют их. Новая организационная структура MS с ее упором на маркетинг нацелена на преодоление того, что я называю проблемой "довольно хорошо",– когда потребитель уже доволен существующим продуктом и не хочет покупать новые версии.

Реорганизация позиционирует MSN как базу для расширения возможностей при распространении ПО. Недавно MSN запустила прикладной программный интерфейс для поиска в сети и онлайновую поисковую службу Virtual Earth – первый продукт, реально открытый для внешних разработчиков. Развивая MSN и соответствующие сервисы в качестве связанной с Windows базы для экспансии, MS может усовершенствовать и защитить свои профильные активы по производству ПО.

– Возможен ли союз MS и Google?
– Хотя MS воспринимает Google как главного конкурента, сама поисковая компания, по сути, является образцовым распространителем Windows. Все основные приложения Google сделаны под Windows, она никогда не выпускала продукты, базирующиеся на Linux или Mac OS X (ОС для Macintosh). Более того, Google именно и представляет наибольшую угрозу для MS, потому что является слишком образцовым пользователем. Google использует платформу Windows так, как хотела бы это делать сама MS, и делает это столь успешно, что фактически уже вобрала в себя эту операционную систему, распространив с ее помощью на интернет собственные продукты и услуги.

– Будет ли продан AOL?
– Time Warner пока отрицает все слухи о продаже AOL. Это подразделение является потенциально мощным генератором для распространения продукции медиагиганта все большему числу людей. По мере развития технологий контент начинает потребляться повсюду: дома, на работе, в дороге. Для этого используются разные устройства и таким образом создается все больше возможностей для распространения через интернет различных услуг, а также ПО для всех видов устройств, включая компьютеры и мобильные телефоны. AOL, благодаря своему интернет-бизнесу, может реализовать новые возможности, успешно противостоя Google, Yahoo! и MNS.

Интервью взял ЕВГЕНИЙ Ъ-ХВОСТИК



КоммерсантЪ